Цены вырастут, качество упадет
Кризис заставил всех затянуть пояса. Задача первостепенной важности для предпринимателей - выжить. Торговые сети вынужденно объявляют об оптимизации расходов: закрывают неприбыльные магазины, увольняют сотрудников, ищут более сговорчивых поставщиков. Ожидать повышения качества обслуживания в таких условиях не стоит. "Есть все основания полагать, что в кризис права потребителей будут нарушать больше, - подтвердил "Труду-7" председатель Союза потребителей России Петр Щелищ. - Во-первых, производители постараются сэкономить на себестоимости товаров. Под известным названием будут продавать продукцию сомнительного качества. Во-вторых, скажется то, что конкуренция на рынке ослабнет - часть игроков уйдет, цены вырастут, а качество упадет".
"Ситуация осложняется из-за того, что у нас государство в кризис защищает не потребителя, а предпринимателя", - добавляет председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков, напоминая о запрете мэра Москвы Юрия Лужкова проводить в столице проверки малого бизнеса, кроме случаев, когда проверка одобрена прокуратурой. "Ничего хорошего из этого не выйдет, - предрекает эксперт. - Какая же это поддержка малого бизнеса, если преимущество благодаря подобным решениям получают те, кто наживаются на потребителе - продают просроченные и некачественные товары?"
Проверяйте срок годности
В феврале крупная партия некачественной продукции была обнаружена в московском гипермаркете "Ашан". В ходе контрольной закупки сотрудники ОБЭП изъяли из продажи просроченные рыбные деликатесы - крабовые консервы, устрицы, наборы из семги, осетра. Всего опасной для здоровья было признано 140 килограммов продукции. По факту продажи было возбуждено уголовное дело по статье 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Виновникам грозит штраф в размере до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок от четырех до десяти лет. В настоящее время расследование продолжается.
Между тем эксперты уверены: отравиться можно продукцией практически из любого магазина. "Что только покупатели не находят в нормальных с виду продуктах - болты, гайки! Нарушения есть и в известных торговых сетях", - говорит Михаил Аншаков. По его словам, все беды с просроченными продуктами оттого, что в России нет системы их утилизации. "Где вы видели спецтранспорт или предприятия, которые занимаются утилизацией продукции с истекшим сроком годности? Может быть, свалки завалены просроченными продуктами? Нет же! Крупные сети либо переклеивают ярлыки, либо сбывают просроченный товар на рынки", - говорит Аншаков.
Совет покупателям один - быть внимательнее и всегда проверять сроки годности.
Если дата на упаковке свидетельствует, что продукты годны, но на самом деле употреблять их невозможно (к примеру, молоко прокисло, а в йогурте плесень) - смело возвращайте обратно. Вам должны вернуть деньги либо заменить испорченные продукты на свежие. При этом неважно, что упаковка повреждена.
Если из-за некачественного продукта вы вдруг отравились - первым делом обращайтесь к врачу. Он должен поставить диагноз и зафиксировать факт отравления. Напишите жалобу в Роспотребнадзор, чтобы специалисты провели проверку в магазине. Продукты стоит отдать в лабораторию (Роспотребнадзора или частную) - на исследование. Все документы (больничный, результаты исследования) понадобятся, если магазин в добровольном порядке откажется компенсировать ваши расходы на лечение и придется судиться. Не забывайте сохранять чеки. Иначе факт покупки должны подтвердить свидетели.
Меняйте товар, который разонравился
"В кризис магазины стали неохотно возвращать деньги за товар, который не подошел покупателю или оказался плохого качества. Продавцы не хотят портить отношения с поставщиками. Вот и идут на нарушения", - сетует юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк.
Одна из уловок - заявление о том, что товар, купленный на распродаже, якобы обмену не подлежит. На самом деле согласно закону "О защите прав потребителей" (статья 25) покупатель вправе обменять качественный товар, не подошедший ему по фасону, размеру, цвету. Смело сдавайте покупку. Важно только, чтобы вещь сохранила товарный вид и с нее не были сорваны ярлыки. На раздумья у вас есть две недели. Правда, имейте в виду: закон распространяется только на качественные товары. Если же вы купили товар, который был уценен из-за дефекта, вернуть деньги или обменять его невозможно."Много жалоб поступает в адрес интернет-магазинов", - продолжает Лесняк. Основная претензия - товар при ближайшем рассмотрении не отвечает ожиданиям покупателя. Юристы напоминают о так называемом "периоде охлаждения". Это понятие было введено в законодательство, чтобы повысить доверие к дистанционной торговле (в интернете, через "магазин на диване"). По закону у покупателя есть семь дней на то, чтобы передумать и отказаться от товара без объяснения причины. Вернуть деньги должны в течение 10 дней после предъявления требований об отказе. Удержать могут только расходы на доставку.
Требуйте неустойку
Еще одно распространенное нарушение - невыполнение заявленных сроков работ (на изготовление и доставку мебели, установку пластиковых окон и т.п.).
"Клиент заказывает мебель, вносит аванс, который обычно составляет до 70% от суммы заказа, и ждет. Через пару месяцев ему перезванивают, извиняются и говорят, что не могут доставить мебель, а виноват, мол, иностранный партнер, - рассказывает Дмитрий Лесняк. - Подобные жалобы на компании, которые продают мебель, идут массово. Есть подозрение, что предприниматели испытывают недостаток средств и таким образом аккумулируют наличность".
В таком случае остается требовать выплаты неустойки. По договору купли-продажи она составит 0,5% от суммы внесенного аванса за каждый просроченный день. Если вы заключили с компанией договор о выполнении подрядных работ, то пеня составит 3% за каждый просроченный день. При этом, правда, сумма взысканной неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Антикризисный телефон
С жалобами на некачественные товары и за советами, как подать в суд на нерадивого продавца, звоните на горячую линию Роспотребнадзора - 8-800-100-0004. Звонок бесплатный. Телефон работает в будние дни с 10 до 17 (время московское).
Собирайте все документы
Чтобы отстоять права, запомните главное правило: общаться с продавцом надо в письменной форме. Сохраняйте чеки после покупки и договоры, иначе понадобятся показания свидетелей. Претензию (о замене некачественного товара, возврате денег и т.п.) пишите в двух экземплярах. Один - с печатью магазина и подтверждением, что претензия принята, второй оставляйте себе.
Сроки исполнения
По закону на замену некачественного товара на новый отводится семь дней. Если для выяснения причины недостатков товара требуется экспертиза, то у продавца есть 20 дней. Если необходимого для замены товара нет на cкладе - придется подождать месяц. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.