Словарь столичного транспорта скоро пополнится еще одним англицизмом. Компанию каршерингу составит карпулинг — сервис совместного использования личного транспорта. Пандемия и карантин заставили многих горожан переселиться в пригороды мегаполисов, но добираться до работы оттуда дорого и неудобно. Так почему бы не решить проблему, подсаживая в попутную машину пассажиров?
В Минтрансе считают, что карпулинг поможет избавить от пробок ближнее Подмосковье. Сегодня такая услуга существует в виде популярного французского сервиса BlaBlaCar. Новой частью транспортной системы столичного региона должна стать его диковинная разновидность — социальный карпулинг.
Выглядеть новый сервис будет как приложение на портале «Госуслуги». Подключившиеся к нему водители получат возможность набирать себе попутчиков, а пассажиры — бронировать места в чужих автомобилях. При этом фактическим заказчиком услуг выступают не граждане, а региональные власти, которые готовы субсидировать такие перевозки.
Зарегистрированный на платформе водитель будет проезжать по определенному маршруту, пролегающему мимо железнодорожных станций, ворот СНТ и проходных коттеджных поселков, подбирая поджидающих пассажиров. А деньги за услугу он получит не с них, а из регионального бюджета.
На первом этапе география использования социального карпулинга ограничится Новой Москвой и прилегающими к столице районами, где есть населенные пункты с постоянной численностью населения, расположенные на большом расстоянии от остановок общественного транспорта и железнодорожных станций. Их обитатели сегодня выбирают для поездок личные автомобили или такси, что повышает нагрузку на дорожную сеть, экологию, да и влетает это в копеечку. А социальный карпулинг вполне может стать альтернативой общественному транспорту.
От водителя карпулинга потребуется наличие прав категории В, стаж за рулем не менее двух лет, автомобиль с экологическим классом не ниже Евро-4. Регистрируясь в приложении, хозяин автомашины бронирует маршрут и берет на себя обязательство придерживаться расписания и прибывать на место без опозданий.
Продвинутые чиновники Минтранса, задумавшие создать новый социальный сервис, руководствовались здравым расчетом. Все мало-мальски выгодные маршруты от железнодорожных платформ до ближайших населенных пунктов давно освоены частными перевозчиками с их неубиваемыми «газелями». А оставшийся неликвид с малолюдным трафиком выглядит брошенным. Хотя в реальности на этом рынке зарабатывают себе на хлеб с маслом нелегальные «бомбилы».
Если бы чиновники почаще выходили из кабинетов, то заметили бы, что у каждой железнодорожной станции в Подмосковье поджидают клиентов вереницы «жигулей» и стареньких иномарок. Водители этих «железных коней» каждый день встречают рейсовые автобусы с электричками и имеют десятки постоянных клиентов, которые на свой страх и риск регулярно пользуются их услугами.
Учитывая, что речь идет о небольших населенных пунктах, где все жители знают друг друга в лицо, велика вероятность того, что местные «бомбилы» очень быстро найдут продвинутого «социального» конкурента и объяснят ему, что любая попытка нарушить транспортное статус-кво может обернуться проблемами со здоровьем и личным транспортом. Для водителей, защищенных только электронным договором с карпулинговым приложением, это может стать серьезным аргументом. Ведь связываться с «бомбилами» себе дороже — легче будет отказаться от участия в рискованном эксперименте.
Так бывает: прекрасные идеи сталкиваются с суровой реальностью.