Главная Культура 00:01 12 Января 2024 5705
«Так хочется в тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья…»

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом? Но все ли области искусства Софьи нам хорошо известны? Недавно я набрел в интернете на ее сольное выступление — и был потрясен. Оказывается, на арфе можно сыграть и грандиозную органную токкату, и даже целую симфоническую поэму, да так, что ты реально услышишь весь этот многокрасочный звуковой массив в сотнях оттенков тембра одного-единственного инструмента. Чудом Софья нашла время в невероятно плотном расписании спектаклей и гастролей Мариинки, ее собственных перелетов по стране и планете, чтобы рассказать «Труду» о своем восхождении на высоты прекрасного мира арфовой музыки.

— Софья, почему арфа? Понимаю, красиво, но в футляр, как скрипку, не положишь, с собой не возьмешь...

— Со скрипки и началось — семья у нас музыкальная, меня в пять лет отдали учиться на этом инструменте. Но не скажу, чтобы меня это сильно радовало. То и дело просила бабушку: можно я лучше сериал по телевизору посмотрю?.. Однажды мама взяла меня на концерт в Малый зал филармонии. Дала цветочек, сказала: подаришь тому музыканту, который тебе больше понравится. И как только я увидела арфистку с арфой — судьба цветка, а заодно и моя собственная была решена... Меня отдали в школу-десятилетку при консерватории. Мама говорит — всякий раз, когда она забирала меня с занятий домой, я целовала арфу на прощание. А в третьем классе папа продал свою «Волгу», и мне купили мой первый собственный инструмент. Соседи по дому (ангелы!) привычно засыпали под мои пассажи и фортепианные штудии брата, доносившиеся из наших комнат до двух ночи часов. Только спрашивали: что у нас сегодня в репертуаре?

— По своему студенчеству в консерватории хорошо помню: самые красивые девушки вуза были в арфовом классе. Как это сложилось, что арфа почти исключительно женский инструмент?

— Так было не всегда. В Африке, случалось, женщинам и руки отрубали, если они прикасались к местному подобию арфы... Но в России действительно одно из первых свидетельств арфового музицирования — известное полотно Левицкого, изображающее придворную даму Екатерины II Глафиру Алымову. В XIX веке ученицам Смольного института арфу преподавали наравне с фортепиано и скрипкой. Отличной арфисткой была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Специально званные из Европы композиторы писали для нее и ее фрейлин пьесы, которые затем на двести лет канули в архивы. Недавно мы с музыковедом Георгием Ковалевским отыскали эти ноты, и я записала два диска очаровательнейшей музыки.

Но основателем петербургской арфовой школы все же считается мужчина — Альберт Цабель, музыкант Мариинского театра, профессор консерватории. Он и смолянку Екатерину Вальтер-Кюне выучил, она — Ксению Эрдели, та воспитала целую плеяду советских исполнителей... Так линия дошла до Энны Львовны Барвенко и ее воспитанницы в Петербургской консерватории, с которой вы сейчас разговариваете.

Однако вы правы, в ХХ и XXI веках арфистов-мужчин в самом деле немного. Один из них, он же композитор — Николай Парфенов, написавший для горячо любимой им Ксении Эрдели замечательный арфовый концерт. К сожалению, Николая Григорьевича расстреляли в 1938 году: он в оркестре Большого театра сидел рядом с правительственной ложей, и ему предъявили абсурдное обвинение в намерении убить Сталина. Эрдели только раз сыграла посвященное ей произведение, а потом писала и говорила, что партитура утеряна. И вдруг московский музыковед Александр Баранов находит оркестровые голоса! Композитор Валерий Кикта вместе со своим учеником Богданом Радичем восстанавливают партитуру, я получаю ноты, мгновенно влюбляюсь в эту музыку и играю ее у нас в Мариинском театре на фестивале «Северная лира», носящем имя Йоко Нагаи Ческины — в память о замечательной арфистке, графине, меценатке, великой поклоннице Мариинского театра.

— Вы уникально рано, в 16 лет попали в Мариинский театр...

— Впервые — даже в 14: почему-то спектакль «Сказание о невидимом граде Китеже» остался без второй арфистки, и меня попросили закрыть брешь. Я до того вообще ни разу в жизни не сидела в оркестре. А в 16 лет уже официально позвал на работу директор оркестра Владимир Андреевич Иванов, я еще 11 класс не успела окончить... С тех пор театр — мой второй дом. Каждый день учусь у его солистов, у коллег-оркестрантов сообща делать музыку. Конечно, главный учитель — Валерий Абисалович Гергиев. Не знаю другого дирижера, у которого жест так ярко передавал бы музыкальную фразу. И произведение в целом он потрясающе выстраивает. Притом фантастически доверяет исполнителю. Как-то мы в Афинах должны были играть Пятую симфонию Малера. Со знаменитым Адажиетто, которое знают миллионы даже далеких от музыки людей: кинорежиссеры обожают использовать его в самые возвышенные моменты своих фильмов. Маэстро прошел со мной начальные три такта. Спросил: первый раз играешь? Я ответила: да. Он улыбнулся: сегодня вечером будет второй, а сейчас переходим к следующей части...

Валерий Гергиев — главный учитель Софьи

— Глупо, наверное, спрашивать, что вы любите больше — оперу или балет. Но мне кажется, в балете арфу оценили раньше и полнее — вспомним хоть мощные каденции-разливы в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».

— А знаете, кто помогал Чайковскому писать их? Альберт Цабель, мой арфовый прапрадедушка. Но, как ни удивительно, при всей любви к балету я фанат оперы. Приезжайте к нам на «Тангейзера» Вагнера. Или на его «Нюрнбергских мейстерзингеров», я более богатого и остроумного использования арфы не знаю. Под нее и главные герои про любовь поют, и завистник Бекмессер смешно «выщелкивает» свою серенаду, и все это надо изобразить совершенно разными звуковыми красками... Кстати Вагнеру тоже наш Цабель помогал!

— Вы начали рассказывать про фестиваль «Северная лира», а я, похоже, уже догадался, кто его затеял...

— Ну сами посудите, это же несправедливо — арфовых фестивалей в мире совсем немного. А сколько великолепных исполнителей посвящают свою жизнь этому инструменту. И Валерий Абисалович мою идею горячо поддержал, и смотр наш сразу стал одним из самых престижных. И композиторский интерес к арфе он усилил — например, мой брат Эдуард написал концерт для трех арф с оркестром! Уже названный мной Валерий Кикта сочинил «Шотландскую рапсодию» для мужского хора и инструментального ансамбля с участием очень интересной разновидности арфы — кельтской. А Эдуард Артемьев, царствие небесное, специально для финального концерта сделал переложение своей знаменитой темы из фильма «Раба любви» для десяти арф!

Без музыки Родиона Щедрина тоже невозможно представить себе репертуар Мариинского театра и его арфистки

— Сейчас многие беспокоятся о том, как в новой ситуации, когда Валерий Гергиев назначен генеральным директором Большого театра, будут взаимодействовать петербургские и московские музыканты...

— Не возьмусь говорить о наших многотысячных коллективах в целом, но арфисты обоих городов дружат давно, вот и к нам на фестиваль мы приглашали музыкантов Большого театра, московских оркестров, и все они потом с благодарностью говорили, что по-настоящему сдружил их именно Петербург, наш арфовый праздник.

— Слышал, вы хотели и всемирный конгресс арфистов в родной Мариинке провести.

— Этот конгресс регулярно проходит в разных странах мира, и я в нем участвовала, представляла Россию. Ради такой чести готова была на любые испытания. Знаете, как летела на сиднейскую встречу в 2017 году? С гастролей в Риге — в Москву, оттуда — в Абу-Даби, а там мне сказали, что на мой рейс перепродажа мест — и отправили в Джакарту, оттуда на Бали... Пять рейсов вместо трех, причем уже после второго куда-то канул мой багаж — а в нем ключ для настройки арфы, теплая одежда (в Южном полушарии в это время зима)... Но в Сиднее меня взяла под крыло мама дирижера Владимира Фаншиля, одессита, давно уехавшего в Австралию, много сотрудничающего с Мариинским театром. Лиля отдала свой свитер, помогла купить концертное платье. В успехе двух моих австралийских концертов, можно сказать, немал и ее вклад. Еще одно доказательство того, что музыкантская дружба — громадная сила.

И вот после двух лет переговоров у нас было готово практически все, чтобы следующий конгресс прошел уже в Санкт-Петербурге. Да и кто бы его принял лучше, чем Мариинский театр с его множеством сцен и прекрасных фойе, которые легко превращаются в концертные залы. Но грянула пандемия, затем — политическое обострение... Тем не менее недавно я получила письмо от артдиректора конгресса французской арфистки Изабель Перрин, которая верит, что наша идея обязательно осуществится.

— А как пришла мысль играть органные и даже симфонические опусы?

— Наша душа вмещает в себя больше музыки, чем написано для конкретного инструмента. А еще — я настолько люблю арфу, что считаю просто необходимым породнить ее с величайшими музыкальными сокровищами мира. Со всем тем, что люблю сама, что хотела бы донести до моего слушателя. Задача музыканта, по моему убеждению — звуками рассказать то, что ты сама знаешь о мире. Чтобы твоя публика хоть на пару часов забыла о бытовых проблемах и окунулась в прекрасную вселенную музыки. Люди должны поддерживать друг друга. Особенно в такое непростое время.

— Находится ли при вашей занятости время для отдыха, спорта, кино?..

— Расскажу вам, как провела небольшой отпуск минувшим летом: полетела в Вену, где мои друзья-шахматисты проводили турнир, и им захотелось... чтобы я поиграла им на арфе. А завтра лечу в Нижний Новгород играть на фестивале моей подруги, замечательной московской флейтистки Ирины Стачинской. Переключение в работе и смена обстановки — вот главный способ отдыха. Но, конечно, без спортзала тоже нельзя — иначе спина не выдержит постоянного сидения за инструментом и его перетаскивания с места на место. А в редкие свободные часы так здорово в прекрасных лесах Ленинградской области заняться скандинавской ходьбой!

Одно из увлечений Софьи — художественная фотография

Из фильмов особенно люблю нашу советскую классику, ленты про Великую Отечественную войну — они настоящие и правдивые. Обожаю киномузыку Джона Уильямса. Могу с удовольствием послушать Майкла Джексона, рэперов. Вот попса — не мое. Зато Стинга мы с ребятами из чудесного ансамбля ударных инструментов Renaissance Percussion часто играем на бис.

— Только что пресс-служба Большого театра сообщила, что в феврале впервые за многие годы состоятся обменные гастроли двух прославленных коллективов, и Мариинский в честь 180-летия Римского-Корсакова привезет к нам «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Китеж»...

— Очень приятное известие! Я вообще многого жду от 2024 года. Интересный проект должен состояться в московской «Новой Опере» в начале марта. Мы с гениальным виолончелистом Александром Князевым исполним дуэтные обработки классических вещей, какие до нас никто не делал и не играл. Еще постараюсь вернуть к жизни замечательные арфовые концерты советских композиторов, сегодня незаслуженно забытые. Вовсю идет подготовка к VIII международному фестивалю «Северная лира», он в апреле. Также получила приглашение в жюри нескольких музыкальных конкурсов. Так хочется в нынешнее тревожное время подарить людям кусочек спокойствия и счастья на наших концертах. Обнять мир музыкой.

В любое, даже самое тревожное время есть место улыбке

Чуть не забыла: если вы 12 января в Петербурге, приходите в Мариинский театр, у нас как раз в этот вечер мои любимые «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6201
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5956
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4430
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...