Главная Культура 00:05 11 Декабря 2015 8509
115 минут про любовь и ее окрестности

В прокат выходит фильм «Про любовь» Анны Меликян - один из лучших фильмов года, победивший на сочинском «Кинотавре»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

«Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней», — заметила одна многомудрая дама, которой уже давно нет на свете. Видимо, отсутствие подлинного знания о столь загадочном предмете и заставляет художников и поэтов всех времен предпринимать все новые попытки в поисках разгадки удивительного феномена по имени «любовь». В очередной раз безумную, но все же небезнадежную попытку предприняла известный режиссер Анна Меликян («Марс», «Русалка», «Звезда»), которая свой новый фильм с обезоруживающей незамысловатостью так и назвала — «Про любовь».

За неполных два часа стремительного течения фильма перед нами пройдут целая вереница персонажей и череда любовных историй. По сути, это такой экранный «Декамерон» — сиречь сборник рассказов о любви. Роднят фильм и литературный шедевр Боккаччо внутренняя свобода, веселый эротизм, ощущение радости жизни, буквально брызжущие со страниц книги, а в данном случае — с белого полотна экрана. Только гигант итальянского Возрождения написал целых сто новелл, а Меликян на такой объем не замахивается — для этого потребовалось бы снять огромный сериал (дарю идею бесплатно). В итоге она ограничила себя лишь пятью лихими сюжетами...

Вот на экране молодая пара (Мария Шалаева и Василий Ракша), предпочитающая совместной обыденной жизни в типовой «однушке» разноцветный карнавал чувств. Они живут порознь, встречаются только в образах японских аниме-героев. И даже любви они предаются в экзотических масках и гриме, до поры до времени не интересуясь подлинными именами, профессиями, личностями друг друга.

Вот молодая секретарша с весьма аппетитными формами (Юлия Снигирь), получающая от своего 50-летнего босса (Владимир Машков) предложение вступить с ним в сексуальную связь в обмен на солидные материальные блага, даже малую часть которых не может обеспечить ее инфантильный, оставшийся без работы, но все еще любимый муж. И ей предстоит сделать нравственный выбор.

Вот наивная японка (Мияко Симамура), приехавшая в страну Толстого, Достоевского, Тарковского в надежде найти себе высокодуховного спутника жизни. Но ей почему-то встречаются одни очаровательные кретины, из всего многоцветья великой русской культуры более или менее реагирующие только на звучание гордого имени Пушкина. Спасение придет с той стороны, откуда она не ждала.

Вот городской — так и хотелось написать сумасшедший, но на самом деле это продвинутый художник-граффитист (Евгений Цыганов) — отважный борец против церетелиевского скульптурного монстра в облике Петра. Сам художник рисует на унылых стенах домов прекрасных полуобнаженных женщин, с которыми у него была любовная связь. У него и сейчас две пассии, между которыми он с трудом делит вдохновение и досуг.

Вот, наконец, уже немного траченный молью олигарх (Михаил Ефремов), страдающий от беззаветной, но, кажется, вполне ответной любви к 20-летней красавице студентке, в искренности чувств которой он тем не менее имеет некоторые основания усомниться. Ведь для некоторых женщин главная эрогенная зона в мужчине — это его толстый кошелек. И олигарх призывает свою бывшую жену, чтобы она отговорила его от опасного мезальянса...

Все эти сюжеты развиваются как самостоятельные, практически не пересекающиеся истории, но в итоге они складываются не в альманах, а в целостный и весьма стройный фильм. Скрепляет его сквозной сюжетный ход — трактат о любви, который читает на «Стрелке» (есть такое модное место в Москве) красивая, грациозная женщина-психолог (Рената Литвинова). Она, похоже, все знает об этом коварном, изменчивом чувстве: какие гормоны бурлят у человека, когда он влюбляется; как реагирует мозг у влюбленного, если понюхать у потенциального партнера за ухом; сколько длится (оказывается, всего 30 месяцев) самая бурная страсть; как отличить настоящую любовь от красивой подделки — и много чего другого.

Героиня Литвиновой кажется своей пастве, да и нам, зрителям, этакой богиней любви, у которой нет и не может быть проблем в личной жизни. Уж она-то сумеет укротить любого мужчину, уж она-то не будет рабыней мелкого чувства недостойного субъекта. На вопрос одного из слушателей лекции, влюблена ли она сама, героиня Литвиновой без тени сомнения отвечает «да». А потом мы видим, как в густом макияже она идет по ночному городу, торопливо отвечая на эсэмэски. Затем ныряет в дорогой отель, где ее уже должен ждать партнер по сексуальным забавам. В номере она по просьбе незнакомца сбрасывает с себя плащ, под которым ничего нет. Тут, правда, выясняется, что партнер оказывается совсем не тем, кого она ожидала увидеть, но...

Но не будем раскрывать все сюжетные ходы и тайны этого пластичного, ироничного, эротичного (возрастное ограничение 18+), местами хулиганского, но живого, искрящегося фантазией фильма, который держит внимание зрителей с первого и до последнего кадра, включая очень смешные финальные титры. Как по мне, фильму все-таки не хватает проникновения в сердцевину жизненных явлений. Наблюдения режиссера над природой и загадками любви скорее забавны, парадоксальны, остроумны, нежели по-настоящему глубоки. Но Анна Меликян, мастер острой экранной формы, режиссер милостью Божьей, берет иным.

Она с таким азартом смешивает в своей картине иронию и печаль, едкие сатирические зарисовки и высокую меланхолию, анимационные вставки и прямые включения инстаграмной ленты, современные музыкальные ритмы и вечную мелодию любви, что в итоге получается хмельной экранный коктейль, колдовской любовный напиток, который, минуя голову, ударяет прямо в сердце. Как и положено в настоящей любовной истории.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6251
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6017
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4492
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...