"Евроцемент групп" стал крупнейшим производителем цемента в России после покупки этой весной цементных активов компаний "Интеко" и "СУ-155". Сразу после сделок цены на цемент были повышены примерно на 70 процентов. Монополисты потребовали платить за цемент вперед, а не после окончания строительства, как это практиковалось.
Строители в мае пожаловались на действия цементников в Федеральную антимонопольную службу. Принятие решения чиновники откладывали четыре раза, ссылаясь на необходимость собрать исчерпывающую информацию о цементном рынке и действиях заводов, входящих в холдинг "Евроцемент". Об итогах своего расследования ФАС планирует рассказать 11 октября.
Однако в минувший четверг заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов заявил журналистам, что "в ценовой политике "Евроцемента" просматриваются явные признаки нарушения антимонопольного законодательства". Чиновник рассказал о том, какие доказательства удалось собрать службе в пользу версии о монополистическом поведении "Евроцемента", в результате которого резко (в некоторых регионах в два с лишним раза) поднялись цены на этот стройматериал.
Антимонопольная служба выяснила, что в России сейчас 50 цементных заводов, 13 из которых входят в "евроцемент групп". В целом по России этот холдинг не имеет монопольного положения, но в 5 федеральных округах, то есть на европейской части страны и на Урале, его доля на рынке приближается к 55%. А на некоторых локальных рынках, учитывая, что транспортировка более дешевого цемента, например из Сибири, невыгодна из-за расстояния, она доходит и до 100 процентов. Там цемент в этом году подорожал в два с лишним раза. Следующая по величине после "Евроцемента" российская фирма-производитель имеет всего два завода и занимает 6,3% рынка.
По словам Цыганова, антимонопольное расследование показало, что заводы "Евроцемент групп" практически одновременно подняли цены на 85 - 120 процентов. В частности, ОАО "Жигулевские стройматериалы", располагающееся в Самарской области, увеличило цены на цемент на 122 процента.
Если бы антимонопольный законопроект, который сейчас рассматривает Госдума, уже действовал, поведение "Евроцемент групп" расценивались бы как групповое доминирование на рынке, считает Цыганов. Новый закон будет предусматривать наказания за такое поведение в виде огромных штрафов. К сожалению, действующий закон таких прав пока не дает, и собирать доказательства против монополистов труднее, но то, что "Евроцемент групп" применил монополистическую практику и нарушил правила честной конкуренции, по мнению Цыганова, доказать удастся.
Пока шло расследование ФАС, действия монополиста уже успели ударить по карману строителей. Сметная стоимость 1 кв. м муниципального жилья из-за удорожания цемента выросла на 4,5 процента. Поскольку сейчас у подрядчиков минимальная рентабельность составляет всего 6%, то удорожание цемента на 4,5% - это прямые убытки строителей. Стоимость строительства коммерческого жилья повысилась еще больше, поскольку застройщик вынужден закладывать в конечную цену не только рост цен на стройматериалы, но и обременения, в том числе и доли города. По данным строительных компаний, рост цен на цемент привел к повышению себестоимости строительства на 10 процентов. К этой цифре они планируют прибавить свою рентабельность, чтобы не работать в убыток. Поэтому квартиры для покупателей вырастут в цене еще больше.
Повышение цен на цемент больно ударило и по бюджету Москвы. Город ежегодно строит миллионы квартир для очередников и жителей расселяемых пятиэтажек. К примеру, в этом году в Москве планируется построить 5 млн. кв. м жилья, из них за счет средств городского бюджета - около 1,25 миллиона. По информации департамента экономполитики и развития, город тратит на строительство жилья около 30 млрд. руб. в год. В среднем при строительстве социального жилья в Москве ежегодно расходуется 1,2 млн. тонн цемента.
Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин на днях заявил, что прямые убытки строительного комплекса Москвы от увеличения цен на цемент уже составили около 1 млрд. рублей. По словам главы стройкомплекса, рост цен может негативно сказаться на выполнении городских строительных программ и развитии рынка доступного жилья. "Сейчас город вынужден корректировать бюджетные планы на следующий год в сторону повышения расходной части", - говорит Ресин. Себестоимость строительства муниципального жилья в этом году составляла около 23 000 руб. за 1 кв. м, а на следующий запланирована уже на уровне 28 000 рублей.
"Ситуация непростая, этот миллиард не материализуется из воздуха, но город взял на себя обязательства и выполнит их: объем жилья, который должен быть введен в этом году, мы, безусловно, обеспечим", - обещает руководитель департамента экономической политики Москвы Марина Оглоблина. "Придется искать средства, снимать их с других источников, - предупреждает Ресин". Это значит, что меньше денег уйдет на другие расходы - учителей, врачей и так далее. Других-то денег нет - бюджет один! Мы ждем от ФАС справедливого решения", - надеется Ресин.