«Многие путают жлобство с рачительностью, даже со скаредностью. Нет, жлобство — это другое. Жлобство — это жадность, помноженная на наплевательство...»
Да, именно это пришло мне в голову, когда я не так давно прочел в «Коммерсанте» небольшую заметку. Цитирую: «Подведомственное Минобороны АО „Гарнизон“ готовится выставить на торги за 30 млрд рублей 15 га на улице Вешних Вод на северо-востоке Москвы, треть из которых входит в природоохранную зону национального парка „Лосиный Остров“. На освоение участка, где возможно строительство почти 4 млн кв. метров, инвестору понадобится более 250 млрд рублей».
Этим ребятам из АО «Гарнизон» начхать с колокольни, что огромный город дышит кислородом, которым снабжает их «Лосиный Остров». Они готовы хоть сегодня вырубить 159 га леса. При чем тут кислород, когда на кону миллионы квадратных метров и миллиарды рублей! Это и есть классическое жлобство!
В мире, вы и сами знаете, немало миллионеров и миллиардеров, которые живут довольно скромно, их дома — не обязательно дворцы, нависающие над окрестностями. Эти люди зарабатывают деньги своими талантами, а потом создают благотворительные фонды, помогают науке, поддерживают неимущих. Жлобам такое не приходит в голову. Сначала пределом их мечтаний была Рублевка, потом Черногория, затем Майами. Теперь «передовики каптруда» владеют имениями в Англии, Швейцарии, Люксембурге, их деньги надежно спрятаны в офшорах, а яхты, похожие на эсминцы, бороздят океаны. Их самолеты заправлены и готовы в любой момент покинуть родные края.
Колесо вертится, уже закаленных бойцов подпирает новая поросль. Вот симпатичный молодой полицейский как-то ухитрился до потолка набить валютой трехкомнатную квартиру. Увы, всего одну — арест помешал процессу, остальные квартиры остались пустовать. Вот другой не такой симпатичный, но тоже страшно энергичный его коллега сумел кинуть партнеров по бизнесу, стать депутатом, удачно жениться и свалить в Киев. Правда, пуля киллера прервала череду удачных, как это сегодня зовется, «проектов». Но тут уж ничего не попишешь, подобные зигзаги судьбы связаны с риском. Другим повезло больше. Скажем, специалист по массмедиа (не последний был человек в Госдуме) успел раствориться вместе с нажитым непосильным трудом, не дожидаясь лишения депутатской неприкосновенности.
Не знаю, как вас, а на меня жлобы наводят ужас. Говорят, деньги — это кровь экономики. Но мы-то сейчас говорим о людях, которые эту кровь пьют ведрами. Вот смотрите: 71% всех активов страны находятся в руках 1% удачливых россиян. Речь о примерно 1,5 млн человек, владеющих российскими богатствами. Это всего лишь население Екатеринбурга, Новосибирска или Нижнего Новгорода. Только представьте город, где живет элита элит, олигархи из олигархов... Нет, я далек от мысли считать всех их поголовно людьми нечестными, жуликами. Но и поверить не в силах, что все они свои богатства сколотили упорным трудом, подвигами на ниве изобретательства или служения отечеству.
Еще одна пугающая цифра: за последние 15 лет из России в офшоры выведены суммы, равные 75% национального дохода (и это, говорят, еще по весьма скромным оценкам). Пять лет назад президент Владимир Путин сказал: «Эксперты считают, что девять из десяти сделок крупного бизнеса проводятся вне российского законодательства». По некоторым данным, около 5 трлн долларов за последние 20 лет ушли на офшорные счета...
Лично мне все это представляется еще одним примером вопиющего жлобства. Президент говорит вежливо: пора бы, господа, вернуть эти деньги в страну. Но не тут-то было! Некоторые гуру встревоженно захлопали крыльями: ну как же, деофшоризация нанесет непоправимый вред российской экономике. Который уже год они рассказывают нам, неразумным, что из офшоров легче делать инвестиции в нашу многострадальную экономику. Станиславский бы вскричал: не верю! Про какие, пардон, инвестиции вы ведете речь, если известно, что из России вывозится денег в 2,5 раза больше, чем инвестируется?
А тем временем, пока в офшорных зонах крутится едва ли не половина годового бюджета всей страны, в 11% российских домов нет водопровода, в 12% — канализации, около трети жилого фонда до сих пор не газифицировано. По данным Росстата, число граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума по итогам первого полугодия 2017-го составляет 21,1 млн человек.
Ну не жлобство ли?