1771 год был роковым для Москвы: свирепствующая чума косила людей сотнями, поставив перед властями необходимость открытия новых погостов. Именно тогда были основаны Ваганьковский, Введенский, Даниловский некрополи и старообрядческое Преображенское кладбище.
Могилу основателя Преображенского кладбища Ильи Алексеевича Кавылина без труда можно найти на наиболее старой, исторической части некрополя. Представители действующих старообрядческих общин до сих пор посещают ее и почитают.
Кавылин, перешедший в раскол дворовый человек князей Голицыных, во время чумы в Москве выхлопотал у губернатора разрешение устроить чумной карантин у Преображенской заставы (Камер-Коллежского, а ныне Преображенского Вала). Согласно легенде, основной задачей было устройство богадельни для приверженцев беспоповства (старообрядцев, не приемлющих священников), что и было с успехом исполнено.
Кроме почитаемой могилы основателя кладбища за одной из часовен находится небольшой участок с захоронениями святых отцов и проповедников старообрядцев, находящийся полностью в ведении старообрядческой общины.
Часовня на Преображенском кладбище, проект которой, предположительно, принадлежит Баженову. Фото автора
В течение буквально 10–15 лет Кавылин по-хозяйски и довольно основательно обустроил общину. К моменту его смерти вокруг Преображенского кладбища вырос целый город, а кроме того, была построена Успенская часовня, авторство проекта которой приписывают известному архитектору В.И. Баженову.
Одна из интереснейших легенд связана со временем вторжения наполеоновских войск в Москву. Якобы в 1812 году, старообрядцы преподнесли главнокомандующему армии двунадесяти языков хлеб-соль и просили заступничества. Наполеоновские солдаты не тронули старообрядческие общины и нажитое ими. Сегодня сей сомнительный факт прошлого старообрядцами отрицается. Тем не менее к 1920 году на территории Преображенского кладбища было собрано богатейшее собрание книг и сочинений о раскольничестве и уникальная коллекция икон – более 1300. Книги при советской власти были переданы Государственной библиотеке имени Ленина, а иконы стали частью фондов Третьяковской галереи и Исторического музея.
Находящийся на территории кладбища храм Святителя Николая тоже уникален – он разделен пополам: одна половина принадлежит православным, другая – старообрядцам. Изначально храм не принадлежал ни тем ни другим. Как рассказал исполняющий обязанности директора Преображенского кладбища Андрей Викторович Пищулов, храм строили специально для части старообрядцев, которые решили сотрудничать с РПЦ, относительно сохраняя свою независимость. Храм Святителя Николая после Октябрьской революции разделили пополам, и по сей день в одной части храма проводят службу православный священник, а в другую приходятся молиться старообрядцы. Но помимо всего вышеперечисленного, Преображенское кладбище таит еще множество уникального, удивительного и интересного.
Потерянные останки
Совсем недалеко от Преображенского кладбища, в районе Соколиная гора находилось еще одно старообрядческое кладбище – Семеновское. В 1935 году кладбище срыли – сравняли с землей, убрав надгробные кресты и памятники. Некоторые захоронения были перенесены на Преображенское кладбище, но документальных подтверждений этому нет, и сами работники Преображенского кладбища сегодня не знают, чьи останки были перезахоронены на вверенной им территории после 1935 года. По словам заведующего кладбищем Андрея Пищулова, никаких документов о переносе останков с Семеновского кладбища нет.
Заведующий Преображенским кладбищем Андрей Пищулов показывает могилу Александра Бучина - личного водителя маршала Жукова. Фото автора
Тем не менее доподлинно известно, что с уничтоженного кладбища были перенесены на Преображенское останки архиепископа Енисейского и Красноярского Мелхиседека, в миру Михаила Львовича Паевского. Мелхиседек имел большую известность как просветитель и проповедник. Говорят, что записи речей священнослужителя даже ходили в народе. Кроме того, он несколько раз подвергался арестам и непродолжительным лишениям свободы за сокрытие церковных ценностей от советской власти и антисоветскую агитацию.
Могила Мелхиседека. Фото автора
Сегодня на месте бывшего Семеновского кладбища разбит небольшой скверик с детской площадкой. Храм Воскресения Христова, к которому ранее примыкало Семеновское кладбище, работает и по сей день, в нем регулярно проводятся богослужения.
Старообрядчество купеческое
На Преображенском кладбище нельзя не обратить внимания на обилие купеческих захоронений. Массивные прямоугольные могильные плиты с высеченными округлыми буквами: «Под сим камнем погребено тело раба божьего московского купца...»
Монумент работы Фёдора Шехтеля на могиле Морозовых. Фото автора
Такое множество купеческих могил на Преображенском кладбище объясняется очень просто: после раскола церкви при патриархе Никоне старообрядцам запретили идти на государственную службу. Поэтому приоритетным занятием для беспоповцев стала торговля, которой начали заниматься даже дворяне. Старообрядческие общины действуют и существуют до сих пор и, по некоторым данным, существует даже «совет общин», объединяющий и представителей РПЦ, и старообрядцев. Так, здесь находятся захоронения членов семьи Морозовых, к сожалению, находящиеся в ведении Мосгорнаследия.
Пострадали от времени и не были восстановлены ни монумент, ни родовой камень на могилах рода Викулы Елисеевича Морозова. У родового камня из черного шлифованного гранита отбит один угол. Монумент из белого камня с вычурной резьбой давно покрыт глубокими трещинами, в которых уже проросли молоденькие деревца и в которые вставляют искусственные цветы. С двух сторон пустеют прямоугольные ниши, в которых ранее предположительно были иконы, а рядом с ними красуется несколько безграмотных надписей-желаний с просьбами одарить любовью и удачей на экзаменах. Здесь стоит сказать, что монумент на могилах представителей рода Морозовых является уникальным произведением архитектора Федора Шехтеля, одного из основоположников русского модерна.
Старообрядчество революционное
Внук старообрядцев-промышленников Викулы Елисеевича и Саввы Тимофеевича Морозовых, участник революции 1905 года Николай Павлович Шмит покоится здесь же, на Преображенском. Надпись на могильной плите гласит, что в 1907 года Шмит был «зверски зарезан царскими опричниками в Бутырской тюрьме».
Могила промышленника и революционера Николая Шмита. Фото автора
Николай Шмит вошел в историю как промышленник, сделавший немалый вклад в дело Революции. В 1904 году, через несколько лет после смерти отца, 21-летний Николай Павлович смог воспользоваться своими правами на наследство. Вступив во владение мебельной фабрикой на Пресне, он в первую очередь сократил рабочий день с 11 часов до 9.
В 1905 году фабрика Шмита стала одним из очагов рабочего восстания. Кроме того, Николай Павлович сам давал своим рабочим деньги на вооружение и всячески поддерживал их. После ареста владельца фабрика была уничтожена артиллерией, все состояние Шмита (около 280 тысяч рублей) отошло большевистской партии, а сестры революционера были отданы замуж за женихов, предложенных партией.
Первый в столице
Мало кто знает, но именно на Преображенском кладбище на братском захоронении был зажжен первый в столице Вечный огонь в память павших в Великой Отечественной. Горит он и сегодня под висящим в арке набатом. В этот колокол может ударить каждый желающий, поэтому то и дело над надгробиями и скорными изваяниями разлетается траурный, тревожный звон.
Вечный огонь на Преображенском кладбище первый вечный огонь в столице. Фото автора
Подступающие к Вечному огню с двух сторон ровные длинные ряды одинаковых могильных плит с именами павших в Великой Отечественной войне заставляют содрогнуться. На первый взгляд кажется, что их бесчисленное множество, и под многими плитами покоится не один и не двое погибших… Яркий солнечный свет, красный гранит надгробий и неистово зеленеющая трава производят неизгладимое впечатление. Здесь же находится братская могила командиров и курсантов 2-й пехотной школы, погибших в марте 1921-го при подавлении белогвардейского Кронштадтского мятежа и подобная высокая прямоугольная стела с надписью: «Героям красногвардейцам от московского совета депутатов трудящихся 1940 г.» Других надписей на монументе нет, поэтому есть все основания предполагать, что это братское захоронение жертв советско-финской войны (1939–1940 год).
Захоронения погибших в Великой Отечественной войне. Фото автора
На Преображенском кладбище покоится больше всео Героев Советского Союза: К.В. Аксенов, А.С. Богданов, П.К. Богданович, М.И. Борисов, В.М. Горбань, П.И. Горячев, А.А. Денисов, Ю.П. Иванкин, С.А. Иванов, Т.А. Ковалев, Г.П. Коваленко, П.М. Коваленко, С.П. Мартышкин, Р.А. Ковалев, Д.С. Наруцкий, Н.Г. Посадник, В.С. Соловей, Г.В. Терновский, М.Х. Хохлов, И.В. Шмелев, В.П. Шорников, Д.Г. Юрков, Ф.С. Юрченко. Недалеко от воинских захоронений можно найти могилу личного водителя маршала Георгия Жукова, Александра Николаевича Бучина.
Николай Шмит, Михаил Замятин, Нина Ольшевская, Виктор Ардов и Виктор Байков, Владимир Куц и Сергей Магнитский и сотни, сотни, сотни неизвестных нам людей. Ряды надгробий, искусственные цветы и ржавеющие со временем ограды – все в подтверждение множества фраз о том, что смерть уравнивает. Но у каждого могильного камня, у каждого имени есть своя долгая и интересная история, прочтение которой равнодушным не оставит.
Могила Сергея Магнитского. Фото автора