Ее-то Величество всеми фибрами души жаждет выйти замуж за красавца-любовника. Мечтает сделать наследником престола их общего незаконнорожденного сына вместо Павла Петровича. А Григорий Григорьевич вдруг стал избегать близости, от которой властительница России столь зависима не только в алькове. Уж что только матушка ни делает, чтобы понять причину охлаждения своего мачо с неизменной трехдневной щетиной на лице. А на самом деле все просто. По крайней мере, на взгляд режиссера проекта Дмитрия Иосифова.
Как всегда в случаях с сериалами на тему прошлого нашей страны, на этот, являющийся продолжением «Екатерины», без «Взлета», свалилось множество обвинений в искажении фактов. Что поделаешь? Сколь дотошными даже в мельчайших деталях ни были бы режиссеры и художники, какое бы количество ученых мужей их ни консультировали, пока заново не вырастет поколение, воспитанное на едином учебнике истории, как в советские времена, подобная критика будет всегда. Разве можно угодить каждому зрителю при нашей-то привычке трактовать былое кому как придет в голову?! Вот все обрушились на авторов из-за того, что герои у них не носят париков, хотя именно они являются неизменным аксессуаром придворного этикета второй половины XVIII века. Пардон! Сколько удивительных Гамлетов мы видели, абсолютно непохожих на настоящих принцев датских, — в джинсах, во фрачной тройке, в камуфляже — но бывших при этом по духу куда ближе шекспировской трагедии, нежели многие из тех, что были наряжены в строгом соответствии со старинными гравюрами! Главное ведь не в том, что надето, а в том, что стоит за игрой, за словами, произносимыми актерами, за выражением их глаз.
Вот и создатели «Взлета» уверены: не важно, если детали и персонажи не соответствуют эпохе. Никто же из нас тогда не жил и, стало быть, не знает, как все было на самом деле. Даже, прости господи, Наталья Поклонская. Следовательно, каждый творец имеет право на свое видение былого. А также на показ его в соответствии со своим художественным вкусом.
Как же обстоят дела с этими категориями в случае с «Екатериной»? И стоит ли вообще говорить о них в данном контексте?
Имя бывшей крымской прокурорши, а ныне депутата, упомянуто было не случайно. Как известно, Крым вошел в состав Российской империи именно во времена Екатерины Великой. А когда второй сезон посвященного ей сериала только-только начал сниматься, произошел, условно, ремейк этого важнейшего события. Зная нравы наших мастеров телевизионных искусств, можно было предположить, что будет переписан. Как? Давайте пофантазируем. Если бы проект делали по заказу Первого канала, то, вероятно, сюжет построили бы таким образом, что именно история с черноморским полуостровом стала бы его кульминацией. А посвященные ей сцены поражали бы воображение своим поистине державным размахом. Если бы заказчиком выступал НТВ с его склонностью к боевикам, главными действующими персонажами — после императрицы, конечно, — оказались бы, скажем так, какие-нибудь «вежливые люди». Но «Взлет» предназначался для «России 1», и потому он так и остался в рамках излюбленного каналом жанра мелодрамы. А по законам этого жанра импотенция Орлова куда важнее, нежели какое-нибудь там Чесменское сражение.
Так что не надо искать соответствия с трудами Карамзина, Костомарова или Соловьева (хотя их, конечно, полно), а надо наслаждаться тем, например, как богатые тоже плачут. Федеральный вещатель точно попал в свою целевую аудиторию: рейтинг у проекта оказался отличным. По итогам прошлой недели в топе передач он уступил только шоу «Голос. Дети».
Что же касается художественных достоинств, то «Екатерина» производит странное впечатление. С одной стороны, все выглядит богато. Великолепные интерьеры реальных питерских дворцов, роскошные костюмы героев не могут не произвести впечатления. И при этом — какая-то удивительно убогая компьютерная графика, призванная вроде бы погрузить зрителя в атмосферу Санкт-Петербурга, но на самом деле лишь подчеркивающая условную достоверность происходящего на экране. А батальные сцены, сочетающие все ту же примитивную графику и массовку из полутора десятков человек? Впрочем, и в этом соседстве блеска и нищеты нет противоречия. В мелодраме же важно в первую очередь красиво преподнести чувства, и это создателям «Екатерины» вполне удается.
Под стать и игра актеров. Любовные терзания и альковные «ахи» и «охи» получаются у Марины Александровой — Екатерины куда лучше, нежели пафосные рассуждения об исторической миссии России. Есть в сериале и бесспорные удачи — это граф Панин в исполнении Сергея Колтакова и тайный советник Шишковский, сыгранный Михаилом Горевым.
Что же касается геополитической роли простаты Григория Григорьевича Орлова в истории государства Российского, то, как ни цинично это прозвучит, и она могла быть весьма существенной. Нам ли не знать, сколь многое порой зависит не только от запущенных болезней самих правителей или их вредных привычек, но и от амбиций их жен, алчности друзей и даже не вовремя взятых отпусков.