Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки.
Напомним: глава государства еще полтора года назад призвал убрать препятствия, мешающие развитию внутреннего туризма. Очередной законопроект на эту тему предусматривает налоговые льготы для круизных теплоходов, заходящих хотя бы в один из российских морских портов. По задумке авторов документа, это повысит интерес граждан к такому отдыху и улучшит транспортную доступность городов на черноморском побережье, куда сейчас добраться можно только на авто или на поезде.
Но, во-первых, из Питера круизов по Балтике больше нет, а в Черном море пассажирское судоходство сильно ограничено. Во-вторых, под российским флагом такие услуги предоставляют только два теплохода, причем оба и так уже загружаются под завязку.
Что это за суда? Переделанный из построенного в 1971 году парома «Князь Владимир», способный взять на борт до 600 пассажиров, с началом навигации будет ходить по маршруту Сочи — Сухум — Сочи, что круизом можно назвать только условно. Из пяти дней, отведенных на неспешное преодоление маршрута, в море «Князь Владимир» будет находиться не больше суток. Скорее это плавучая гостиница для туристов, желающих познакомиться с достопримечательностями Абхазии. Стоит это удовольствие минимум 75 400 рублей за двухместную каюту без иллюминатора на нижней палубе.
А вот «Астория Гранде» — настоящий круизный теплоход, спущенный на воду четверть века назад. Он способен перевозить 1300 пассажиров. Да и маршруты куда интереснее. Весной «Астория» начнет ходить из Сочи через Стамбул до египетской Александрии и обратно. Круиз рассчитан на 14 ночей, самый дешевый билет обойдется в 160 тысяч рублей с человека. Летом маршрут сократится вдвое: из Сочи до Стамбула и обратно с заходом в один или несколько турецких портов на южном берегу Черного моря. За семь ночей такого путешествия нужно отдать 110 тысяч.
Дорого? Смотря с чем сравнивать. Если с недельным круизом по Карибскому морю на недавно введенной в эксплуатацию «Иконе морей», за который сейчас просят от 280 тысяч рублей с человека (сюда еще нужно приплюсовать стоимость билетов до порта отправления), то вполне бюджетно. А если с семидневным июньским круизом по Адриатике от MSC Cruises на более крупных и современных, чем «Астория», MSC Lirica или Armonia, за который просят от 90 тысяч руб-лей с человека, то, пожалуй, и дорого. Даже с учетом того, что до порта отправления еще нужно добраться, это выгодное предложение. До того же Дубровника можно долететь с пересадкой в Стамбуле. Билеты до Сочи, разумеется, дешевле, но разница в цене компенсируется низкой стоимостью круиза от MSC.
Возвращаясь к НДС: получается, его хотят обнулить ради двух круизных судов общей вместимостью менее 2 тысяч человек? И это как-то повлияет на внутренний туризм? Хочется думать, что у авторов законопроекта был все-таки другой, более глубокий замысел, которым они с нами забыли поделиться.
Кстати, почему надо ограничиваться налоговыми льготами для морских круизов? Речные перевозки нуждаются в этом ничуть не меньше. Но если в первом случае эта мера нужна для увеличения флота, то во втором — для обуздания цен, которые в последние годы превратили путешествия по рекам и озерам нашей страны в недоступную простым смертным роскошь. Сегодня плавание от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно стоит не дешевле такого же по продолжительности морского круиза по маршруту Сочи — Александрия — Сочи. Ну и где тут патриотизм?