Главная Культура 21:37 10 Февраля 2018 2779
Как спелись россияне с украинцами

Шаляпинский фестиваль начался со спектакля о традиционных ценностях

Сергей Бирюков, Казань - Москва
Геннадий Ващенко (Национальная опера Украины) в роли Набукко на сцене Татарского театра оперы и балета. Фото автора

36-й международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина по традиции стартовал на родине великого певца в Казани с новой постановки — «Набукко» Верди. Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля доказал, что традиционные ценности — прекрасная музыка, академический стиль и интернациональное артистическое братство — не потеряли своего смысла даже в наше время безрассудных экспериментов в искусстве и в жизни.

Сколько уж мы видели переделок классических сюжетов, где действие перенесено за тысячи лет и верст от того, что задумано авторами. К примеру, героев того же «Набукко» московская Новая опера поместила в подобие станции метро «Маяковская» и сделала участниками мировой войны. Любопытно?

Да, но где посмотреть «классического» «Набукко»? Как и «классическую» «Аиду», «классического» «Евгения Онегина» и множество других шедевров... Можно, правда, услышать аргумент (совсем недавно мне его повторил, например, Дмитрий Бертман): а кто знает, что задумал композитор? Мы лишь можем представить наши гипотезы на этот счет...

«Гипотеза» латвийско-американского режиссера Ефима Майзеля (кстати, ученика Бориса Покровского) не уводит от музыки, а исходит из нее. Он ставит спектакль в историческом стиле. Без чрезмерной детализации — кто знает, как выглядели эти детали 2600 лет назад. Но колорит древнего Ближнего Востока бесспорно воссоздан — в украшенных религиозными символами декорациях Иерусалима и Вавилона, в очень красивых одеждах (иудеи в белом, вавилоняне в синем — видимо, памятуя «фирменный» цвет их главной богини Иштар). А богатство пространственных, перспективных эффектов вполне может быть достигнуто и в этих условиях. Сцена же крушения гигантского идола над царским троном внушает настоящий трепет.

Главное — визуальный ряд, завораживая живописностью и эпической ритмичностью, совершенно не перечит восприятию музыки. За ее целостное воспроизведение отвечает великолепный итальянский дирижер Стефано Романи. Какая чистота красок, начиная с духового хорала в увертюре! Какой темперамент и вместе с тем четкость донесения пружинных вердиевских ритмов, которые потом, вместе со знаменитыми «скачущими» темами увертюры, перейдут в самые драматичные хоровые сцены — преследования жрецами Исмаила, захвата вавилонским царем иерусалимской крепости.

А как выстроены ансамбли — например, драматичнейший дуэт кичливой Абигайль и потерявшего рассудок Набукко, а особенно громадный кусок финала, где хор и солисты поют гимн Иегове без инструментальной опоры, как бы отрываясь от оркестровой почвы, от земли.

Вот о вокальном ансамбле — особо. Хор, понятно, здешний, и за подопечных хормейстера Любови Дразниной радостно, это они несут на своих плечах мощное и стройное здание вокальной партитуры — а «Набукко» опера хоровая, один гимн Va, pensiero, ставший мировым символом благородства и воли, чего стоит. Партию добропорядочной царской дочери Фенены взяла на себя обладательница красивого меццо-сопрано Регина Рустамова (Мариинский театр), иудейского юношу Исмаила спел московский тенор Антон Иванов.

Основу же сольной группы составили артисты Национальной оперы Украины имени Т.Г.Шевченко. Не секрет, в последние годы достойных представителей этой музыкальной державы редко увидишь на российской сцене. Отдадим должное казанцам и их давнему другу, замечательному киевскому басу Сергею Ковниру — певцу с уверенной международной карьерой, но не забывающему, что среди его конкурсных побед — премии двух российских состязаний: Всероссийского конкурса 2003 года в Санкт-Петербурге и Конкурса имени Галины Вишневской в 2007-м в Москве. Сергей уже десятый год приезжает на Шаляпинский фестиваль, на этот раз украсив состав «Набукко» прекрасной, масштабно и харизматично спетой партией иудейского первосвященнникаЗахарии. А в последующих фестивальных спектаклях он заявлен как Спарафучиле в «Риголетто», Царь Египта в «Аиде», Феррандо в «Трубадуре», Пимен в «Борисе Годунове», Сурин в «Пиковой даме», Тимур в «Турандот».

Более того, за Сергеем в столицу Татарстана потянулись и его коллеги. Так, заглавную партию в «Набукко» спел обладатель экспрессивного баритона (с очень уместным здесь нервным теноровым оттенком) Геннадий Ващенко. А партию главной интриганки Абигайль, одну из труднейших в мировой сопрановой литературе, исполнила Оксана Крамарева. Кому-то ее тембр показался скорее характерным, чем классическим, более подходящим для какой-нибудь Фата-Морганы в «Любви к трем апельсинам», чем для центральной героини вердиевской оперы. Но когда артист настоящий мастер, о тембровых «особенностях» забываешь на вторую же минуту. Именно это произошло и с пением Крамаревой. Роскошную арию в кабинете Набукко, а особенно финальную сцену смерти ее мятежной героини под проникновенные звуки английского рожка (еще один комплимент оркестру) она провела с горячим чувством и с ювелирной выверенностью.

Право, если остальной фестиваль пройдет на таком же уровне (а в афише, кроме упомянутых спектаклей, еще «Травиата», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс» с артистами и постановщиками из Германии, США, других стран) — завидую казанцам. Даже будучи жителем не обделенной оперными событиями Москвы.

А тем, чья жизнь в основном проходит вне оперы, посоветовал бы присмотреться к опыту музыкантов. Не тех, что пишут в фейсбуке мерзости про своих коллег, вроде панк-рокера, шутившего по поводу гибели в Черном море артистов Ансамбля Александрова (на днях его концерты в России справедливо отменили). А тех, кто при всей трагической нелепости нынешней российско-украинской государственной ссоры продолжают совместно работать на уровне своего профессионального, человеческого долга. Тех НЕ-музыкантов, что год назад поддержали песенный русско-украинский флешмоб на вокзалах. Всех тех, кто, в отличие от политиков, от конфликтов не жиреет, а страдает, для кого Россия и Украина — по-прежнему не враги, а сестры.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6237
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6001
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4483
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...