Главная Культура 20:25 10 Февраля 2018 2203
1100 пудов меди с латунью и два века в придачу

Знаменитому монументу, увековечившему Минина с Пожарским, исполняется 200 лет

Елена Широян
Неслучайно этот памятник признан лучшим в России. Фото: globallookpress.com

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, эпохальное творение скульптора Ивана Мартоса, вот уже два столетия остается знаменитейшим монументом России, рядом с ним можно поставить лишь Медного всадника и памятник Пушкину в Москве... По историческим меркам, 200 лет — не так уж много, но кажется, будто в Москве Минин с Пожарским стояли всегда — так срослись они с главной площадью России.

Гармония и величавая красота соединились в этом памятнике с драматизмом сюжета. Скульптура вылеплена в европейских традициях с мастерством, какого не устыдился бы и Рим. Отдельные ее детали (к примеру, одеяния) напоминают античные, но отмечены национальным колоритом...

В патриархальной Москве, в начале XVIII века утратившей статус столицы, произведение Ивана Мартоса стало вообще первым памятником нового, европейского типа. Прежде выдающиеся личности либо события принято было почитать строительством храмов и монастырей, а статуи церковь считала «идолами». С появлением же бронзовых героев на Красной площади архитектура как способ увековечивания события либо выдающейся личности медленно, но неуклонно стала уступать место скульптуре. Сегодня, когда число памятников в нашей столице подбирается к тысяче, шедевр Мартоса может служить камертоном, критерием, идеалом.

Вспомним факты из биографии скульптора, создавшего также бронзовую статую Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге и целый ряд памятников, в том числе Александру I в Таганроге, герцогу де Ришелье в Одессе, князю Потемкину в Херсоне, Ломоносову в Холмогорах...

В Императорской Академии художеств он учился с 10 лет. Окончив курс с медалью, был послан в Италию. В Риме усердно занимался скульптурой и рисованием с натуры у лучших мэтров, а вернувшись, получил звание академика за два надгробия (оба находятся в Москве). Почти все российские скульпторы первой половины XIX века считали себя учениками этого скромного, добросердечного человека. В академии он преподавал более полувека, 20 лет был ее ректором.

Однако мы плохо знаем и наследие золотого века в целом, и факты, связанные с «Мининым и Пожарским», ныне стоящими у храма Василия Блаженного (кстати, его верное название — Покровский собор). Государственный исторический музей (ГИМ) восполняет пробелы нашей памяти на выставке, посвященной 200-летию «Минина и Пожарского».

И начинается она документами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, выступившего с идеей установить памятник в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение. К слову, уже готовый памятник там показали, когда везли его по рекам из Петербурга в Москву (путешествие с монументом весом 18 тонн через Рыбинск и Коломну длилось более трех месяцев!). Позже в утешение нижегородцам подарили мраморный обелиск, тоже работы Мартоса, но бронзовый памятник, в силу важности для русской истории, твердо решили установить в Москве. Правда, место нашли не сразу: царь желал у Тверских ворот, но автор настоял на Красной площади. Удивительно, но последнее слово осталось не за царем.

Впрочем, Первопрестольную выбрали позже, так как именно этот город «был предметом великих дел князя Пожарского и Минина». А в 1807 году Мартос опубликовал гравюру первой модели памятника, показав народных героев Минина и Пожарского как освободителей родины от иноземного ига. Год спустя жители Нижнего Новгорода попросили высочайшего соизволения пригласить прочих соотечественников участвовать в создании памятника. Император Александр I одобрил предложение, а после конкурса на лучший проект, в котором победил Мартос, в ноябре 1808 года издал указ о подписке на сбор средств по всей России.

Интересен рассказ об отливке, ставшей чудом техники: впервые в Европе столь колоссальный монумент, потребовавший 1100 пудов меди с латунью (вдвое больше, чем Медный всадник) и 10 часов плавки, был отлит целиком и единовременно. В награду литейный мастер академии Василий Екимов получил от императора премию 20 тысяч рублей и орден Святой Анны II степени, а скульптор Мартос — пожизненную пенсию 4 тысячи рублей в год.

В гравюрах и акварелях запечатлены торжественное открытие памятника 20 февраля 1818 года в присутствии императора и августейшего семейства, прошедший в его честь парад на Красной площади, огромная толпа зрителей. Хорошо видно, что памятник стоял в иной точке — перед Верхними торговыми рядами (сейчас на их месте здание ГУМа, выстроенное в 1896 году в неорусском стиле). Строгая светлая архитектура классицизма служила превосходным фоном для памятника, а дистанция от здания давала круговой обзор. Постамент выполнили из красного финского гранита. Ныне монумент перенесен к ограде Покровского собора, своим многоцветным узорочьем перебивающего изысканный рисунок скульптуры Мартоса. Храм, сам по себе прекрасный, крадет часть внимания зрителя: сейчас лучше всего смотреть на памятник снизу вверх, любуясь контуром на фоне неба.

Почему 1818 год стал датой открытия памятника, если посвятили его героям войны за освобождение России от польской интервенции — той, что завершилась в 1612-м? Многие считали, что скульптура Мартоса аллегорически связана с победой над Наполеоном. Однако задумывалась она именно к 200-летию победы народного ополчения, которое собрал нижегородский земский староста Кузьма Минин, а возглавил — князь Дмитрий Пожарский. Война с Бонапартом помешала завершить памятник в срок, зато усилила его смысл. Ведь и изгнание поляков с русской земли, и победа над Наполеоном демонстрировали одну закономерность: русский народ, объединяясь, справится с любыми захватчиками.

Нет, неслучайно этот памятник признан лучшим в России.

P.S. Осевшие в Кремле большевики строили планы (к счастью, нереализованные) снести с лица земли Покровский собор — «Василий Блаженный» мешал демонстрациям и парадам. По той же причине власти объявили о переносе памятника Минину и Пожарскому. Что вызвало массу шуток и баек в пору, когда за анекдот запросто можно было угодить во «враги народа». Проходит время, меняются эпохи, и анекдоты стареют, а Минин с Пожарским стоят на Красной площади вот уже два столетия.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?