До сих пор рейтинговые агентства (РА) никак не контролировались властями: они оценивали платежеспособность компаний, банков и стран, и на этой основе инвесторы принимали решения о целесообразности вложений в новые проекты. Потребители рейтингов - это не только мелкие биржевые спекулянты: например, на основе рейтингов Минфин принял решение инвестировать средства резервного фонда в облигации американских ипотечных агентств. Кроме того, рейтинг выступает одним из критериев отбора банков на право доступа к различным инструментам рефинансирования (то есть средствам господдержки), говорил в пятницу глава ЦБ Сергей Игнатьев. "Из-за того что рейтинг открывает доступ к госресурсам, банки выстраиваются за ним в очередь, при этом 95% из них не соответствуют необходимым требованиям", - признался глава российского офиса международного РА Standard&Poors Алексей Новиков.
"Все мы понимаем, каким огромным влиянием пользуются РА, - заявил вчера Владимир Путин, - и насколько дорого могут обойтись ошибки и тем более злоупотребления в их деятельности". О злоупотреблениях РА стали говорить в разгар финансового кризиса: якобы международные агентства специально скрывали информацию о плохих активах банков и не предупреждали о возможном банкроте.
"Аккредитация повысит ответственность РА при оценке кредитного и инвестиционного риска или надежности", - говорит генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
"Все зависит от того, как будет организована процедура аккредитации, - считает главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. - Ведь это может быть лицензирование деятельности, а может - корректировка общепризнанной и всем понятной методологии". Отметим, что унифицированная шкала существенно упрощала привлечение портфельных инвестиций в Россию: ведь для инвесторов хэдж-фондов не имело значения, вкладывают они деньги в Россию, Бразилию или Китай - они вкладывались в компанию известного уровня надежности и устойчивости.