На заседании президентского Совета по науке и высоким технологиям речь шла о том, как вывести отечественную науку из кризиса. "Болевые точки" известны: "утечка мозгов", недофинансирование, старение кадров...
Нельзя сказать, что на науку махнули рукой. С 2000 года ассигнования на нее из федерального бюджета увеличились в 2,5 раза, на образование - в 3 раза. Но сегодня очевидно: этого мало. С начала 90-х число ученых, научных работников сократилось почти на миллион человек. Наиболее предприимчивые нашли работу на Западе, другие сменили профессию. В итоге наука "постарела". Сегодня средний возраст научного сотрудника - 49 лет, кандидата наук - 53 года, доктора наук - 61.
По мнению президента, "омолодить" науку можно - если, не в последнюю очередь, создать ученым "достойные материальные условия". Китай, например, уже пошел по такому пути. Там специалистов, уехавших на заработки в Штаты, усиленно приглашают обратно. При этом на родине их ждет почти "западная" зарплата. Наиболее одаренные аспиранты-китайцы получают солидную стипендию - 500 долларов в месяц. Россия могла бы повторить опыт восточного соседа, пусть пока в более скромном варианте. Владимир Путин уже пообещал увеличить размер президентских научных грантов с 2 тысяч рублей в месяц до 20 - 30 тысяч.
Разумеется, деньгами проблема кадров не исчерпывается. Как заметил ректор МГУ академик Виктор Садовничий, за последние 10 лет в стране открылось множество негосударственных вузов. В основном они готовят специалистов "модных" профессий - юристов, экономистов. При этом качество образования не выдерживает зачастую никакой критики. В итоге количество аспирантов с 1992 года увеличилось вдвое, но учеными большинство наверняка не станет.
По словам лауреата Нобелевской премии академика Жореса Алферова, все проблемы сводятся к одному: наука должна стать востребованной. Для этого следует на государственном уровне развивать высокотехнологичные производства.
Но надеяться только на госзаказ тоже не стоит. Владимир Путин подчеркнул, что Россия "очень медленно учится извлекать выгоду из собственных научных идей, доля российской инновационной продукции на мировом рынке крайне низка". Словом, российским ученым предстоит научиться делать нелегкий "бизнес на знаниях".