Чемпионат мира, проходящий в Дохе, в самом разгаре. А болельщики и специалисты вовсю уже обсуждают следующий мундиаль. Потому что изменения в его регламенте ожидаются серьезные.
Об увеличении числа участников финальной стадии с 32 до 48 было объявлено еще в январе 2017 года. Матчи пройдут в 16 (!) городах США, Канады и Мексики — и это тоже рекорд чемпионатов. Так что после самого компактного в новейшей истории — катарского — командам и болельщикам опять после каждого матча предстоят долгие переезды.
Ну а кто выигрывает от такого проявления глобализма? Азии после отборочного континентального турнира дадут восемь путевок (вместо нынешних пяти — не считая сборной Катара, хозяйки ЧМ-2022) напрямую, плюс еще одна страна получит шанс попасть на чемпионат мира через стыковые матчи с командой из Америки.
Африке также предоставят восемь мест вместо нынешних пяти. Тогда как Европе дадут лишь 15 вместо нынешних 13. Кроме того, будут допущены без отборочных матчей сразу три сборные в качестве хозяев мундиаля: США, Канады и Мексики. То есть Европе прибавят вакансий меньше, чем другим.
Соответственно, изменится и формула проведения финальной части ЧМ-2026. Известный тренер Арсен Венгер, который сейчас в ФИФА возглавляет отдел по глобальному развитию, объявил, что ФИФА рассматривает три варианта. «Будет либо 16 групп по три команды в каждой, либо 12 групп по четыре команды, либо турнир будет разделен на две стороны. На каждой — по шесть групп, а в них — по четыре команды. В начале 2023 года будет выбран один из этих вариантов формулы проведения финальной части».
Уже сегодня болельщиков беспокоят два вопроса. Не слишком ли долгими будут перелеты из Канады в Мексику или с Атлантики на Тихоокеанское побережье? Как для футболистов, так и для десятков тысяч фанатов. И почему старушку Европу обделили? Не получится ли, что команды типа Италии или Швеции окажутся за бортом, тогда как на мировой чемпионат приедут явные аутсайдеры с других континентов? За ответами мы обратились к Юрию ГАВРИЛОВУ, полузащитнику «Спартака» и сборной СССР в 1970-1980-х:
— Насчет долгих перелетов переживать не стоит. При современной логистике и хорошей организации даже шестичасовой перелет не выбивает из колеи игроков. После приземления в тот же день вполне можно провести полноценную тренировку. А уж россиянам, если они вдруг попадут на мундиаль, такие переезды не в диковинку. Они привыкли летать из Сочи в Екатеринбург или из Москвы в Хабаровск. А тут всего лишь из Канады в Мексику...
Стремление ФИФА расширить географию мирового футбола надо приветствовать. И в Азии, и в Африке научились неплохо играть в футбол. В этом мы убедились в Катаре. Сборная Марокко обыграла и бельгийцев, и испанцев, выбив их из турнира. А ведь и тех и других причисляли к фаворитам. А бразильцы проиграли камерунцам, французы — тунисцам, пусть и вторыми составами. Это говорит о том, что класс игры у азиатов и африканцев подтянулся к европейцам и латиноамериканцам. Многие играют в ведущих европейских клубах. К тому же почти в каждой из восьми лучших команд ЧМ-2022 погоду делали те, кому за 30. До следующего мундиаля мало кто из них дотянет на нынешнем высоком уровне. А в каких странах за четыре года появится больше талантливой молодежи — еще вопрос. Будьте уверены, на стадии 1/8 и тем более 1/4 финала состав команд через четыре года будет не слабее, чем сейчас.