Об этой истории «Труд» писал не раз. Одно время показалось, что обвинения в адрес Елены Белой и Элины Сушкевич, детских врачей из Калининграда, признаны в суде напраслиной, женщины оправданы — и справедливость восторжествовала. Но не тут-то было, в Москве их судили по второму разу и надолго отправили за решетку. 6 сентября суд вынес приговор: Элине Сушкевич назначено наказание в виде 9 лет пребывания в колонии общего режима, Белой дали 9,5 года. Кроме того, после освобождения они на три года лишаются права работать по профессии. Какие же новые обстоятельства повлияли на судей?
Вернемся к истокам этой истории. Итак, 6 ноября 2018 года в калининградском роддоме № 4 умер преждевременно родившийся мальчик весом всего 700 граммов. Спустя полгода после этого коллегой по работе было заявлено, что это не что иное как преднамеренное убийство. По версии обвинения, исполнявшая обязанности главврача Елена Белая потребовала, чтобы неонатолог Элина Сушкевич сделала ребенку смертельную инъекцию сульфата магния. А также приказала оформить его как антенатала — то есть мертворожденного. Чтобы, значит, статистику не портить.
Узнав об этой истории и проанализировав детали, известный детский хирург Леонид Рошаль попросил главу государства обратить внимание на «дело врачей». По профессиональному мнению многоопытного доктора, в обвинительной части бросались в глаза явные натяжки и несуразности. В центральном аппарате Следственного комитета проверили материалы следствия — и сочли, что возбуждение уголовного дела законно и обоснованно. И процесс пошел дальше.
По завершении следствия дело было передано в калининградский суд. Где в декабре 2020 года присяжные оправдали подсудимых. Тогда Леонид Рошаль назвал это победой закона и здравого смысла. Но обвинители с таким решением не смирились. Приговор был обжалован и отменен. А потерпевшая сторона добилась, чтобы новое рассмотрение проходило в Московском областном суде. И вот прошлой осенью, 4 октября, процесс начался с того, что врачей отправили в СИЗО. На каком основании? Да на том, что у подсудимых, в частности, нет прописки в Московской области. А раз так, то пусть сидят под стражей, как особо опасные преступники.
В ходе обжалования этого решения защита сообщила суду среди прочего, что есть возможность предоставить Белой и Сушкевич московскую крышу над головой. Однако этот довод не возымел действия. И напрасно все тот же доктор Рошаль публично выражал возмущение, приводя такой аргумент: нахождение врачей за решеткой наносит огромный ущерб жителям Калининградской области и региональному перинатальному центру, где сейчас не хватает около трети специалистов-неонатологов, при этом один из лучших из них заключен под стражу. «Это дело выходит за рамки приличия, — сказал в сердцах Рошаль. — Очевидно, что поставлена задача засудить». Он даже предлагал отпустить врачей из-под стражи и посадить в камеру вместо них себя. «Я готов сидеть за этих женщин!»
Но обе подсудимые так и остались в СИЗО. А 24 августа 2022 года новый состав коллегии присяжных признал Белую и Сушкевич виновными в убийстве новорожденного. И сочли их не достойными снисхождения. Прокуратура запросила для каждой 13 лет лишения свободы. Но «самый гуманный и справедливый суд в мире» несколько смягчил приговор...
Врачи вины не признали. В своем последнем слове они озвучили ряд претензий к тому, как проходил суд. А болеющие за них и вовсе называют его судилищем. В общем, в этой истории точка еще не поставлена: по громкому делу ожидается апелляция.
А вот оценка все того же доктора Леонида Рошаля, не оставляющего своим вниманием «дело врачей»: «Я не могу до конца для себя решить: это все судья сейчас делал по собственной воле? Судья решил сломать волю обвиняемых, посадив их раздельно в камеры со всеми другими арестованными. Этот судья продержал их в заточении более 10 месяцев и не сломал. Говорю честно: мне стыдно за этот суд. Я опасаюсь реакции медицинского сообщества. Оно напряжено. Разве нам это сейчас нужно?». В ответ — молчание.