Фильмы, которые предстоит оценить жюри во главе со знаменитым режиссером Сэмом Мендесом (автором «Красоты по-американски»), располагаются в настолько широком диапазоне, что совсем нелегко найти подходящий критерий.
Среди условных лидеров конкурсной программы наблюдатели называют мюзикл «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла, показанный на открытии фестиваля, историческую драму «Франц» Франсуа Озона и психотриллер «Ночные животные» Тома Форда. В последние дни к ним добавились остроумная комедия из Аргентины «Почетный гражданин» Мариано Кона и Гастона Дюпра и французская «Жизнь» Стефана Бризе — изобретательная, во многом ломающая привычные рамки экранизация романа Мопассана. Особняком смотрится «Путешествие времени» Терренса Малика — снятое с применением технологических возможностей National Geographic и формата IMAX кинематографическое эссе об истории Вселенной, от формирования планет до современных турбуленций, переживаемых человечеством.
Если все же попытаться сформулировать главную особенность нынешнего фестиваля, это активное, можно даже сказать, агрессивное внедрение популярных жанров в структуры авторского кино. Тон задал чисто фантастический фильм «Прибытие» режиссера Дени Вильнёва, в котором Эми Адамс играет женщину-лингвиста, пытающуюся найти контакт с инопланетными пришельцами, проявляющими себя в виде чернильных иероглифов, наподобие осьминогов. В тон ему Амат Эскаланте в фильме «Дикая местность» вроде бы рассказывает о консервативных нравах мексиканской провинции, но неожиданно сюжет резко сдвигается в сторону страшной сказки: герои картины становятся жертвами осьминога, с которым поначалу вступают в увлекательные эротические отношения.
Не лишенная болезненности фантазия руководит Мартином Кулховеном, режиссером исторической драмы «Преисподняя». Зловещий пастор Реверенд (Преподобный) маниакально измывается над женой, пытается развратить собственную дочь, а спустя годы — даже пятилетнюю внучку. В картине, сюжет которой разыгрывается на Диком Западе в XIX веке, полно экстремальных жестокостей вроде вспарывания животов и отрезания языков...
Ну ладно, это дела давно минувших дней, приправленные буйной, не без садизма, режиссерской фантазией. Но и картина современной Америки выглядит не краше. Героиня «Плохой партии» Аны Лили Амирпур попадает в некую резервацию на территории Техаса, на которой не действуют законы США. Эта беззаконная зона населена каннибалами, которые тут же недолго думая отпиливают девушке ногу и руку. Действие происходит в недалеком будущем, а комментаторы почему-то находят в этой антиутопии отголосок мрачных перспектив, связанных с политикой Доналда Трампа в отношении иммигрантов и маргиналов.
Несмотря на присутствие элементов китча и треша, фильмы такого рода питаются в то же время прошлыми открытиями большого философского кино. Об этом напомнил показ в программе «Венецианская классика» «Сталкера» Андрея Тарковского, отреставрированного киноконцерном «Мосфильм» и фондом «Открытый мир». Образ постапокалиптической Зоны в сегодняшнем мировом кино претерпевает самые неожиданные актуальные мутации.
Сегодняшняя международная ситуация явно способствует возрастанию интереса кинематографистов к Первой и Второй мировым войнам. Связанные с ними сюжеты возникают во многих фильмах венецианской программы — у Франсуа Озона во «Франце», у Мэла Гибсона в фильме «По соображениям совести». В этот контекст ложится и картина Андрея Кончаловского «Рай», представляющая в конкурсе Россию. В ней трое главных героев, каждый из которых как бы отчитывается за свою жизнь перед Господом Богом на том свете. Жюль — французский обыватель, конформист, становится прислужником гестапо. Хельмут — арийский красавец, интеллектуал, поклонник Чехова, соблазненный нацистской идеологией, оказывается неравнодушным инспектором лагеря смерти. Ольга — русская эмигрантка, княгиня, узница того самого лагеря, ценой жизни спасает еврейских детей.
Фильм Кончаловского не только тематически, но и по форме перекликается с главными темами венецианского конкурса. Напомним, что российский режиссер участвует в нем уже в пятый раз за свою долгую творческую жизнь — и только однажды уехал отсюда без наград. У новой картины, хотя она и была встречена неоднозначно, тоже есть призовые шансы. Реализуются ли они? Об этом мы узнаем совсем скоро.