Минувшее лето побило все рекорды. Нет, не по количеству солнечных или дождливых дней, хотя в ряде регионов страны и наблюдались различные погодные катаклизмы. И не по валовому сбору урожая, хотя пшеница в этом году уродилась на славу. Лето принесло невиданную кассу нашему кинопрокату. В июне — августе сборы российских кинотеатров достигли 12,9 млрд рублей, что на 10% выше летней кассы 2015 года. И посещаемость кинозалов тоже на весьма приличном уровне: 45,5 млн человек — против 52,1 млн рекордным летом 2013 года.
Да, да, вопреки инфляции, падению зарплат, международной напряженности и другим тревогам и тяготам жизни россияне стали больше ходить в кино. Почему? Думаю, потому что в трудные времена людей тянет в вымышленный, иллюзорный мир — а что есть кино, как не великая иллюзия? Во-вторых, дешевые пляжные курорты, будь то Турция или Египет, для россиян этим летом оказались закрыты, европейские курорты- малодоступны по ценам, поэтому многие предпочли отдых в родных пенатах. И здесь такой старый добрый вид досуга, как посещение кинотеатра, оказался весьма кстати.
Ну и не надо забывать, что нынешний, 2016-й объявлен Годом российского кино. Об этом без устали напоминает телеэкран, поэтому в кинозалы потянулись даже те, кто не был там четверть века. Другое дело, что российское кино минувшим летом не смогло предложить своим зрителям ничего выдающегося. Да и невыдающегося тоже. По сложившейся традиции (на мой вкус, порочной) экран в июне — августе был безраздельно отдан американским фильмам. В итоге доля российских картин в летние месяцы составила всего два (!) процента.
Почти всю кассу взяли голливудские хиты — в первую очередь, мультфильм «Тайная жизнь домашних животных» (1,7 млрд рублей) и экранизация комикса «Отряд самоубийц» (1,6 млрд). Причем первый фильм, который все еще держится на экранах, может стать третьим самым кассовым фильмом за всю историю российского кинопроката — вслед за «Аватаром» (3,6 млрд рублей) и «Зверополисом» (2,3 млрд).
Почему же год за годом мы так безропотно отдаем Голливуду все три летних месяца? Почему не отваживаемся выстрелить громкой премьерой хотя бы в День кино, которое отмечается 27 августа? Почему в этот праздничный день на многих киноплощадках идут только показы старых советских лент, как будто нового российского кино нет в помине? Почему забыт успешный опыт «Комедии строгого режима», которая собрала летом 2009 года 522 млн рублей? Почему мы приберегаем наши потенциальные хиты ближе к зиме, когда они сталкиваются в прокате лбами, отнимая друг у друга кассу? На все эти вопросы у меня нет ответа. Боюсь, нет их и у Министерства культуры, хотя оно вроде грозилось регулировать график выхода фильмов на экраны.
А ведь нынешний год начинался для нас весьма многообещающе. По итогам первых шести месяцев проката доля российского кино составила достаточно высокую цифру — порядка 23% (напомню, что выше 17-18% доля нашей кинопродукции в последние годы не поднималась). Успех был обеспечен зрелищной подборкой фильмов, которые были выброшены на экран в зимние каникулы. А затем беспрецедентный кассовый прорыв совершил фильм «Экипаж» в постановке Николая Лебедева, который вышел в начале апреля, продержался в прокате все майские праздники и собрал в итоге более миллиарда рублей.
А вот закрепить успех летом уже не удалось. Редкие премьеры и не самые высокие цифры кинопосещений таких российских фильмов, как «Завтрак у папы» (75 млн рублей) и «Одноклассницы» (51 млн), погоду сделать не могли. Оттого доля российского кино в общих кассовых сборах после летних месяцев резко просела.
Вся надежда теперь — на последний квартал года, когда в прокат выйдут такие давно ожидаемые кинохиты, как «Дуэлянт» продюсера Александра Роднянского и режиссера Алексея Мизгирева, «Ледокол» Игоря Толстунова и Николая Хомерики, «Землетрясение» Рубена Дишдишяна и Сарика Андреасяна, «Викинг» Анатолия Максимова и Андрея Кравчука, «Елки-5», которые продюсирует и режиссирует вездесущий Тимур Бекмамбетов. Поднять долю российских фильмов в общих кассовых сборах до уровня 20%, а то и перепрыгнуть эту планку — такую задачу в Год кино нашей киноиндустрии выполнить, как мне кажется, вполне по силам. Лишь бы зрители не подвели...