Россия может запретить транзитные полеты над своей территорией авиакомпаниям стран, которые инициируют антироссийские санкции. Об этом вчера сообщил премьер Дмитрий Медведев. Хотя для нас, подчеркнул он, это нежелательный вариант развития событий.
Такая идея возникла не вдруг — к ее обсуждению подтолкнул ввод странами ЕС уже первых антироссийских санкций, особенно история с «Добролетом» и штрафы, наложенные Украиной на российских авиаперевозчиков за полеты в Крым (8,6 млн долларов).
Как сообщил «Труду» член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, на сегодня зарубежные авиакомпании пользуются самыми удобными маршрутами — транссибирским, кроссполярным и трансазиатскими — по вполне сносным ценам. Чем эти пути привлекательны? Раньше маршруты европейских и южноазиатских перевозчиков, например, прокладывались из европейских столиц в Токио через Северный полюс до Анкориджа (Аляска). После дозаправки полет проходил над Тихим океаном, что создает определенные проблемы, особенно для двухдвигательных лайнеров, которыми оснащен основной западный авиапарк. Ведь стандарты ИКАО требуют наличия на трассе запасных аэродромов в пределах их досягаемости за 2,5 часа полета (рассчитано на случай отказа одного из двигателей). Не говоря уже о том, что такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов.
В случае закрытия российского неба западные компании рискуют в одночасье вычеркнуть из своих доходов миллиарды. Как считает Валерий Шелковников, из-за потери роялти и аэронавигационных сборов, которые платят летающие через наши просторы компании, мы тоже понесем убытки, но гораздо меньшие — не более 400 млн долларов в год. А компании, представляющие страны, которые не участвуют в санкциях, как летали, так и будут летать.
Сегодня, увы, миром правят не экономисты, а политиканы. Что ж, им тоже не грех вспомнить: открытие транссибирского, кроссполярного и трансазиатских маршрутов через нашу территорию было жестом доброй воли еще во времена Михаила Горбачева. Под ту затею в стране, несмотря на сложное экономическое положение, на основе спутниковых технологий ИКАО был создан Магаданский Океанический центр управления воздушным движением. Потом начались — через Северный Ледовитый океан и нашу территорию — полеты из аэропортов Северной Америки в аэропорты Юго-Восточной Азии и обратно. Именно Шелковников в качестве начальника Главного управления воздушным движением МГА СССР в 1990 году по поручению правительства подписывал соглашение с США об организации этих маршрутов. Сегодня продолжаются работы по созданию нового Океанического центра управления воздушным движением в западной части Северного Ледовитого океана с центром в Мурманске.
«Говорят, западные страны в ответ могут нам закрыть транзитные полеты через их территории, — говорит Шелковников. — Но это грозит авиационным коллапсом прежде всего для самой Европы. Придется пересматривать воздушные потоки, менять расписания, пересматривать нагрузки на диспетчеров, всю организацию воздушного движения... А вообще холодную войну мы уже проходили. Гражданская авиация СССР десятки лет летала над нейтральными водами на Кубу, во Вьетнам, во многие другие места мира. Находили разные решения. Уверен: найдем и сейчас, если потребуется. Ведь всю Европу пассажирский лайнер может пересечь за 3 часа, США по диагонали — за 4,5. А вот из Питера во Владивосток самолет летит 10-11 часов».