Более одного миллиарда долларов будет потрачено на модернизацию инфраструктуры трубопроводов, изношенность которых достигла критического предела. По словам Сэнди Сташ, вице-президента "ТНК-BP Менеджмент" по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды, планируется полная замена труб для ликвидации утечек нефти, объемы которых росли на 10-20 процентов ежегодно. Компания полностью отказывается от старых трубопроводов и планирует развернуть современную, надежную инфраструктуру, обеспечивая стабильную природную обстановку на десятилетия вперед.
Второе направление экологической инвестпрограммы - оптимизация процессов утилизации попутного газа, который до сих пор принято было сжигать. В компании не скрывают недовольства такой практикой. Для снижения объемов сжигаемого газа запланировано внедрение новых, прогрессивных методик его утилизации. Возможно, некоторые меры ТНК-ВР будут реализованы как проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола, согласно которому промышленно развитые страны к 2012 году обязаны сократить выбросы попутного газа на 5 процентов по отношению к уровню 1990 года.
Третий важнейший пункт в программе ТНК по охране окружающей среды - очистка загрязненных территорий. По словам Сэнди Сташ, компания "унаследовала" более 5 тыс. гектаров загрязненной земли. В прошлом году она восстановила около 400 гектаров территории и планирует наращивать темпы очистительного процесса.
Примечательно, что программа не охватывает новые проекты ТНК-ВР - такие, как Ковыкта и Северо-Демьянское месторождение. Для них запланирован отдельный бюджет. Инфраструктура этих месторождений будет создаваться "с нуля".
Что касается источников финансирования экологических мероприятий, то ТНК-ВР рассчитывает на собственные силы. Безусловно, это повлечет за собой рост себестоимости добычи, однако проще и надежнее предотвращать экологические катастрофы, чем ликвидировать их последствия.
Кстати, о ликвидации последствий. Недавно ТНК-ВР была втянута в конфликт вокруг разлива нефтепродуктов на территории, прилегающей к одному из ее предприятий. Группа рязанских экологов обвинила Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию (РНПК) в том, что она якобы виновна в разливе нефтепродуктов на открытый грунт в районе железнодорожной станции Стенькино-2. От предложенного диалога с руководством РНПК экологи отказались, зато предприняли попытки неприкрытого давления. В частности, "запугивали" руководство компании пресс-релизом, гласившим, что расследованием эпизода с нефтью за забором РНПК будут заниматься Комитет Госдумы по экологии и Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования. К счастью для нефтяников, регулирующие органы весьма оперативно провели расследование. Результаты его не могли не огорчить слишком усердных экологов: РНПК оказалась непричастна к разливу.
Перспективный подход к охране окружающей среды должен внедряться повсеместно, а не в одной отдельно взятой нефтяной компании. Конечно, не всем предприятиям доступны масштабные программы с миллиардными бюджетами. Но каждая компания обязана участвовать в этом важном деле. ТНК-ВР готова поделиться опытом и технологиями восстановления экосистем. А государству, как нам кажется, пора предъявлять более строгие экологические требования, реализация которых возможна при конструктивном партнерстве между компаниями, независимыми организациями и регулирующими органами. Только так охрана окружающей среды в нашей стране может выйти на мировой уровень.