Скандал с попыткой запретить в России фильм «Смерть Сталина» в постановке британского режиссера Армандо Ианнуччи не утихает, а набирает обороты. Резкое неприятие картины членами Общественного совета при Министерстве культуры не нашло единодушной поддержки в обществе, на что, видимо, рассчитывал министр Владимир Мединский, принимая решение отозвать у «Смерти Сталина» прокатное удостоверение.
Напомню, что Никита Михалков, Юрий Поляков, Елена Драпеко, Владимир Бортко и ряд других деятелей культуры, посмотревшие «Смерть Сталина» на спецпоказе, назвали фильм, рассказывающий о смерти вождя и подковерной борьбе за кремлевский трон, «пасквилем на историю нашей страны», «плевком в лицо нашим гражданам». Но граждане, после запрета фильма бросившиеся активно скачивать его в интернете, в большинстве своем пафос письма не разделили.
Да, резко негативный отзыв о фильме прислал сын Никиты Хрущева Сергей. Он назвал фильм издевательством над страной, сделанный вдобавок руками «наших стародавних и злейших врагов». Ирония судьбы, однако, в том, что сам Сергей Никитич последние 27 лет проживает и работает в США.
Да, решение Минкультуры поддержал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). «Фильм представляет собой безобразную сатирическую поделку не столько на советский режим, сколько в целом на русского человека и на всю Россию», — заявил архиерей, признавшись, правда, что фильм не видел, а судит о нем по трейлеру.
Да, уже упоминавшаяся депутат Госдумы Елена Драпеко не жалеет размашистых эпитетов в адрес фильма, требуя создать в России Совет по нравственности, который сделает невозможным выход на экраны фильмов, подобных «Смерти Сталина».
Но есть на этот счет и противоположные мнения. Вот как, например, отозвался о фильме блистательный комедиограф Юрий Мамин, автор фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж»: «Посмотрел запрещенный властями фильм «Смерть Сталина». При всей его памфлетности он остроумен и точен в передаче возни кремлевской верхушки вокруг гроба тирана. Рад, что запрет от дураков возбудил к нему общественный интерес. И те, кто способен мыслить и интересуется историей, извлекут из картины немало полезного для понимания прошедших времен, которые в России всегда повторяются».
С заявлением в поддержку «Смерти Сталина» выступил Совет по правам человека при президенте РФ, который назвал отзыв прокатного удос-товерения у картины неприкрытой и откровенной цензурой. По мнению члена СПЧ Ильи Шаблинского, подобное решение нарушает свободу мысли и слова, предусмотренную ст. 29 Конституции РФ, и было принято «на основе личных политических предпочтений».
Схожую позицию занял «Киносоюз» — организация, альтернативная Союзу кинематографис-тов РФ под руководством Никиты Михалкова. В документе, подписанном в частности Алексеем Попогребским, Борисом Хлебниковым, Андреем Прошкиным, Рустамом Ибрагимбековым, Виталием Манским, подчеркивается, что существующий порядок выдачи прокатных удостоверений является формой цензуры, поскольку дает «отдельным «влиятельным» лицам возможность по своему усмотрению переносить выпуск фильмов или вовсе не выпускать их в прокат». В заявлении отмечается, что принимать решения о запрете фильмов может только суд. Тем временем российский правозащитник Эрнест Мезак решил обжаловать решение Минкультуры в суде. В поданном им иске сказано, что ведомство нарушило ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, которая гарантирует свободу выражения мнений и право на получение информации культурно-развлекательного характера.
Самое интересное, что фильм приобретен для показа практически по всему миру — от Австралии и США до Украины и Польши. А буквально на днях картина вышла на экраны в дружественной Белоруссии. Вряд ли тамошние чиновники более либеральные, чем наши. Тем не менее в Минске в «Смерти Сталина» не нашли ничего предосудительного. Это серьезный удар по позициям Владимира Мединского. Вплоть до того, что некоторые эксперты не видят ему места в новом Кабинете министров. Хотя, прямо скажем, он не выглядит главным инициатором всей этой возни вокруг «Смерти Сталина».
P.S. В моем предыдущем материале на эту тему от 2 февраля с. г. в числе авторов письма в Министерство культуры с требованием отозвать прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» я по ошибке назвал Федора Бондарчука. Он к этому письму не причастен. Приношу Федору Сергеевичу извинения.