Годами нарабатывавшиеся схемы поставок рухнули, альтернативные маршруты оказались длиннее и дороже, но россияне без цветов не остались. Освобождающиеся ниши занимают российские компании, наращивающие объемы производства. Какие цветы сейчас продаются в наших магазинах и есть ли шансы добиться самообеспечения на цветочном фронте?
Российский рынок, по данным исследования Россельхозбанка, оценивается в 2 млрд стеблей в год — это более 200 млрд рублей. До 2022 года более 85% спроса удовлетворялось за счет импорта. Зачем голову ломать, если все, что нужно, можно было быстро и недорого купить на европейских цветочных биржах, а потом перепродать с выгодой?..
Однако в прошлом году ситуация резко изменилась. Санкции заставили срочно искать для импорта обходные маршруты, что неминуемо сказалось на ценах. Цветы сейчас привозят в основном через Казахстан. И метровая колумбийская или эквадорская роза в Москве сразу подорожала со 150 рублей до 200. Пришлось искать партнеров на новых рынках. Доля цветов, приобретенных в Нидерландах, Колумбии и Эквадоре, снижается, а поставки из Армении, Белоруссии, Турции и Китая, наоборот, растут.
Да и российские цветоводы отреагировали, заметно увеличив производство. По итогам текущего года отечественные хозяйства собираются довести объем товарного производства до 500 млн штук.
Увеличивается мощность существующих хозяйств, вводятся в эксплуатацию новые. В ряде регионов России на месте бывших колхозных полей, пораженных борщевиком, появляются целые цветоводческие комплексы — не только тепличные, но и работающие на открытом грунте.
По словам президента Ассоциации российских флористов Валентины Сафроновой, активнее всего цветоводы сейчас трудятся в Калужской, Московской, Ленинградской и Белгородской областях, в Мордовии и Удмуртии. А самые большие надежды цветочная индустрия связывает с Краснодарским краем. «В этом регионе очень комфортные с экономической точки зрения условия для цветоводства — для выращивания цветов требуются минимальные энергозатраты. О таком многие европейские предприятия могут только мечтать», — считает эксперт.
Основной объем инвестиций в российских хозяйствах приходится на выращивание хризантем, гвоздик, роз, гербер и тюльпанов (выгонка тюльпанов — это вообще самый быстрорастущий сегмент рынка). Впрочем, не обошлось и без экзотики. Так, в одном из крупных хозяйств Бурятии, несмотря на капризность культуры и не самый мягкий климат, наладили товарное производство орхидей. Но это скорее исключение из правила. В наших широтах выращивание экзотов обходится слишком дорого, а вот розами, лилиями, гвоздиками, тюльпанами и пионами мы вполне можем обеспечивать себя сами. Причем с запасом, чтобы ни к 14 февраля, ни к 8 марта, ни к 1 сентября не импортировать украшение наших праздников.
Правда, полное импортозамещение, если и случится, то не раньше, чем через 15 лет (при нынешних темпах). Парадокс в том, что в настоящее время цветоводы не имеют государственной поддержки, а без нее, полагаясь только на свои силы, отрасль развивается не так интенсивно, как могла бы. Цветоводство — это «длинный» бизнес, где увеличение объемов выпускаемой продукции и тем более выведение новых сортов нуждается в серьезных инвестициях, которые в лучшем случае возвращаются к предпринимателям через 5-7 лет.
Но самое главное условие — это чтобы торжественные поводы и радостные события никуда не делись из нашей жизни. Тогда, глядишь, и цветочный бизнес расцветет всеми красками.