Скандалы трясут Качканарский ГОК уже не первый год. Это одно из самых крупных горнорудных предприятий в стране, которое снабжает качественным сырьем металлургические гиганты Урала и Сибири. Здешние руды известны еще и тем, что в них содержится, кроме железа, много других металлов - ванадий, титан, а также платина и золото. Это одно из самых молодых предприятий подобного рода на седом Урале, развитие его сулит в перспективе немалые выгоды.
Неудивительно поэтому, что сразу же с началом реформ к нему потянулись руки новоявленных "баронов" тяжелой промышленности. Последний по времени передел собственности здесь состоялся осенью 1998 года. До того времени ГОК контролировали фирмы известного на Урале бизнесмена, бывшего депутата Законодательного собрания Свердловской области Павла Федулева. Есть сведения, что он владел крупными пакетами акций доброй сотни уральских предприятий, был председателем совета директоров ГОКа. А также занимал видное место в областной "партии власти" - "Преображение Урала", и некоторые чиновники даже называли его "новым Демидовым" - мол, такие люди и возродят уральскую индустрию.
Но где-то в 97-м позиции Федулева резко пошатнулись. Сначала он лишился своей доли в собственности Серовского металлургического завода (СМЗ). Затем, как говорят, при активном участии другого видного "преображенца" Антона Бакова был исключен из "партии власти". После вовсе все покатилось под горку. Против Федулева возбуждено уголовное дело. Долгое время он скрывался, был в розыске, но при этом сумел предпринять две попытки баллотироваться в Госдуму - в Саратовской области и в Краснодарском крае. Наконец его арестовали и посадили в СИЗО.
Как только Федулев пустился в бега, акции его компаньонов были арестованы, совет директоров ГОКа лишился всякого смысла - ему уже некого стало представлять. Наиболее же крупный пакет акций сосредоточился в руках московской фирмы "Ленэкс" и ее компаньонов. Они не преминули воспользоваться выгодной ситуацией и осенью 1998 года созвали собрание акционеров. Зал, где оно проходило, охраняли вооруженные люди. Каждого акционера у входа проверяли металлоискателем. Тут же был и кинолог с собакой, наученной распознавать взрывчатые вещества. В город прибыл из Екатеринбурга ОМОН, территория возле здания, где шло собрание, патрулировалась.
Все тогда, однако, обошлось без эксцессов. В совет директоров вошли представители фирм, Российского фонда федерального имущества и Семен Барков, министр промышленности и науки Свердловской области. Председателем совета стал зам.директора "Ленэкса" Дамир Гареев. Областная администрация тогда благосклонно отнеслась к переходу ГОКа в руки "Ленэкса" и иже с ним.
После того памятного собрания на комбинате вроде все успокоилось. Потихоньку стали расти объемы реализации, были выплачены долги по зарплате, поправилась ситуация с платежами в местный бюджет. Гром грянул в ноябре прошлого года. Произошла крупная авария на шламохранилище, которая нанесла комбинату ущерб более чем в 200 миллионов рублей. Пострадали также несколько близлежащих населенных пунктов, река Выя.
Причины аварии до сих пор не ясны. Руководство комбината грешит на энергетиков, ограничивших подачу электричества на предприятие. Те кивают в сторону специалистов ГОКа, "не умеющих" обеспечить безопасность. Кстати сказать, ограничение подачи энергии не было продиктовано долгами: ГОК - один из самых исправных налогоплательщиков. Это обстоятельство дает основание утверждать, что авария была подстроена специально.
Как бы там ни было, в постановлении областного правительства от 31 декабря работа руководства комбината по части эксплуатации гидротехнических сооружений признана неудовлетворительной.
Тут в дело включился очень важный персонаж всей этой истории - президент Союза предприятий металлургического комплекса области, он же генеральный директор индустриального гиганта - комбината "Уралэлектромедь" Андрей Козицын. Он выразил свое сомнение в соответствии должностям руководителей комбината.
Андрей Козицын - на Урале человек известный. В Качканаре его заявление восприняли как обещание серьезных перемен на комбинате. Так и вышло: именно он был назначен советом директоров на должность генерального директора ГОКа вместо Джалола Хайдарова, находящегося в Москве.
К этому времени из СИЗО под подписку о невыезде был выпущен Павел Федулев. На воле он через местную печать немедленно заявил, что обвинения против него надуманны и он рука об руку с Андреем Козицыным и правительством области будет бороться за комбинат. Выходило, что он вновь подружился с властью и теперь они - союзники.
Зато уже давненько рассорился с властью Антон Баков, ставший-таки директором СМЗ. С его приходом на завод начались непонятные вещи. Разразился конфликт между его владельцами, который в октябре прошлого года вырос в громадный скандал. Противостоящая Бакову сторона после очередного решения суда попыталась было захватить завод силой, но тут в дело вступили рабочие. Они заняли глухую оборону и не пустили претендентов на предприятие. С тех пор идут непрекращающиеся суды, и конца им не видать.
Спрашивается: какое отношение имеет к этому ГОК? Имеет. Его новый гендиректор Андрей Козицын осенью же прошлого года получил в доверительное управление 48 процентов акций Серовского завода. Баков с этим, понятно, не согласился. Очередной суд, кстати сказать, лишил Бакова директорского кресла, но он намерен бороться до победы. Так что на сутяжном фронте события еще будут.
И вот на исходе января Андрей Козицын явился на ГОК в сопровождении личной вооруженной охраны и бойцов ОМОНа. Против них собралась толпа людей, в которой, по свидетельствам очевидцев, было много активистов движения "Май" из других городов. Лидер этого движения Александр Бурков неожиданно для многих в прошлом году оказался главным соперником губернатора Эдуарда Росселя на губернаторских выборах. Бакова и Буркова многое связывает - они союзники.
"Май" же известен как организатор скандальных акций "в защиту интересов трудящихся": захватов кабинетов глав администраций, шумных митингов и тому подобного. Наверное, правы аналитики, считающие, что все это только попытки проникнуть в большую политику. Для "Мая" любой скандал - повод напомнить о себе, и многие считают, что приезд его активистов в Качканар был продиктован именно этой целью.
Позицию правительства Свердловской области по поводу смены на ГОКе гендиректора в разговоре со мной высказал министр металлургии Владимир Молчанов: "Прежнее руководство не справлялось со своими задачами. А Козицын - грамотный профессионал и опытный руководитель. Там сменился и председатель совета директоров - им теперь стал директор Кировоградского металлургического комбината Александр Кацуба.
Что ж, время покажет, чем все обернется. Пока же мы имеем противоборство. С одной стороны - Андрей Козицын, поддерживаемый областным правительством, и подследственный Павел Федулев. С другой - представители столичного "Ленэкса", бывший председатель совета директоров Дамир Гареев и бывший же гендиректор Джалол Хайдаров, которые, конечно же, не согласны с происшедшим и собираются бороться.
Последнее событие - ГОК перестал отгружать сырье Серовскому металлургическому заводу, где Баков еще сохраняет серьезные позиции. Похоже, происходящее на ГОКе - начало нового передела собственности в металлургическом комплексе Среднего Урала. В сфере интересов противоборствующих сторон уже не только ГОК и СМЗ, но и такой гигант, как Нижнетагильский металлургический комбинат, вокруг которого идет похожая возня.
Металлургию региона который год делят и так, и этак. Ей от этого только хуже. Интересы работников предприятий здесь ни при чем. Кстати сказать, работникам ГОКа принадлежит лишь около трех процентов акций! Регион тоже при "пиковом интересе": многочисленные перераспределения собственности предприятий не способствуют их развитию.
Передел металлургической собственности Среднего Урала, постоянно сопровождающийся бурей страстей, вовлекающий в свою орбиту все новые силы, не обходящийся без стычек, - это во всех смыслах черный передел. Но он позволил уже не одному промышленному "барону" составить себе огромный капитал. Ведь передел идет исключительно в их интересах.