Прежде перечня "невывозных" продуктов у нас не было, и вдруг теперь МЭРТ решил воспользоваться статьей 21 Закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которая позволяет правительству в исключительных случаях устанавливать ограничение или запрет на экспорт тех же продуктов - для предотвращения их дефицита на внутреннем рынке. Это при том, что продовольственная ситуация сейчас вроде бы спокойная и о каком-либо дефиците речь не идет. Но, очевидно, рынок должен услышать сигнал о возможном эмбарго и перестать задирать цены. Ведь, несмотря на тотальные проверки ФАС предприятий пищевой промышленности и торговли, подписание договора между производителями и крупными "сетями" о "заморозке" цен, они и не думают "замораживаться".
Инфляция идет на рекорд. По итогам 2007 года она составит никак не меньше 12 процентов, хотя МЭРТ рассчитывал, что до этой планки она не дойдет, а остановится на показателе 11,5%. Но на этой неделе были обнародованы данные Росстата о ситуации с ценами в ноябре. В МЭРТ ожидали, что они вырастут максимум на 1 процент, а рост составил 1,2 процента. Ноябрьская инфляция в 2007 году оказалась самой высокой после ноября 2002 года. Цены на продовольствие увеличились на 1,9 процента, на непродовольственные товары - на 0,9. Из продовольствия больше всего подорожала плодоовощная продукция - на 6,2 процента, молочная - на 3,7, сливочное масло - на 4,3, макароны - на 3,3, крупы - на 2,9, подсолнечное масло - на 2,3%.
По мнению экспертов, самый реальный рычаг, с помощью которого правительство могло сбить темпы роста инфляции, - снижение бюджетных расходов. Однако в стране сейчас выборная пора, и власти на это, естественно, не пойдут. Так что, и впрямь, не исключено, что список "невывозных" товаров мог быть составлен для стабилизации цен.
Кстати, некоторые позиции в этом перечне вызывают недоумение. Как заявил "Труду" глава Союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов, у него нет статистики по экспорту молока, "но если мы его и вывозим, то каплю".
Вот с зерном вопросов нет. Его в этом году вывезли за границу уже 10 миллионов тонн. Традиционная ниша наших зерновых трейдеров на мировом рынке - Северная Африка, Ближний Восток и некоторые страны СНГ. 4 декабря на совещании в Минсельхозе было озвучено решение - ограничить экспорт, когда он достигнет 12,5 миллиона тонн. Как заявил "Труду" руководитель информационнно-аналитического департамента Зернового союза Сергей Шаховец, Россия входила на мировой зерновой рынок непросто. Он был поделен в основном между пятью игроками - США, Канадой, Аргентиной, Австралией и ЕС. Если мы потеряем с трудом отвоеванную нишу, то вернуть ее будет проблематично. Впрочем, как ни парадоксально, для трейдеров временный запрет на экспорт даже удобнее, чем запретительные пошлины. Первое на мировом рынке расценивается как форс-мажорное обстоятельство, с которым принято считаться.
Что касается подсолнечного масла, то тут ситуация сложнее. Потребляем мы его около 2 миллионов тонн, а излишки - свыше 700 тысяч тонн - вывозим в Италию, Францию, Грецию, Египет, Иран, Алжир. Как заявили "Труду" в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), запрет на экспорт может очень больно ударить по производителям, некоторые просто разорятся.
ЧТО МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ ЭКСПОРТИРОВАТЬ
Молоко и сливки (в том числе сгущенные)
Пшеница и меслин
Рожь
Ячмень
Кукуруза
Мука пшеничная или пшенично-ржаная
Соевые бобы
Семена рапсы или кользы
Семена подсолнечника
Масло подсолнечное, соевое, сафлоровое, хлопковое, рапсовое или горчичное, их фракции
КАК РОСЛИ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ (РУБ.)
Продукты январь декабрь
Пшеничная мука (высший сорт) 1 кг 11 - 12 23 - 30
Подсолнечное рафинированное
масло (1 литр) 39 - 40 59 - 60
Стерилизованное молоко
(3,2% жирности, 1 литр) 28 - 30 40