Несмотря на изнуряющую августовскую жару и опасность коронавируса, в Никосии на 11 августа запанирован последний, решающий раунд переговоров по пересмотру и продлению Договора о двойном налогообложении между Республикой Кипр и Россией. Предыдущие раунды закончились провалом, Минфины двух стран не смогли прийти к компромиссу. Тогда российская сторона объявила о начале денонсации Договора в одностороннем порядке с 3 августа. Так почему вдруг стал так важен пересмотр стандартного соглашения с привычно дружественным Кипром, и почему киприоты так упираются?
За последние 20 лет Россия урегулировала проблему двойного налогообложения более чем с 50 странами. Это было важно для многих россиян, переехавших за рубеж, и еще более важно для отечественного бизнеса, выходившего на международный рынок капитала и хранившего свои авуары и заначки в спокойных офшорах. При этом российское государство либерально смотрело на процесс и обкладывало доходы с капиталов в офшорах по льготному тарифу – смешные 5%, а по процентам на вклады не брало ничего.
Кипр занимал в списке тихих гаваней почетное первое место, став главным направлением вывода капитала из РФ и одновременно главным источником зарубежных реинвестиций в ее экономику. Правда, в ходе приснопамятного кризиса марта 2013 года, когда на Кипре были заморожены все иностранные депозиты и началась «стрижка вкладов» с целью спасения финансовой системы страны, репутация «безопасного офшора» пошатнулась. Для россиян не сделали никаких поблажек, а они все …простили. По оценкам Минфина РФ, в 2018 году на Кипр снова утекло более 1,4 триллиона, а в 2019-м – более 1,9 триллионов рублей.
Теперь глобальная экономическая ситуация изменилась: Россия под санкциями, из мировых финансовых центров наш бизнес целенаправленно выпихивают под предлогом борьбы с отмыванием денег, коронавирус усугубил трудности с доступом на рынки международных заимствований. Кипр, спасенный русскими миллиардами в 2013 году, сменил политическое покровительство на заокеанское и выставил россиян из советов директоров компаний и наблюдательных советов банков, заверяя нас в дружбе, но ограничивая доступ к капиталам. Смысла поощрять зависание наших денег за рубежом в небезопасных офшорах не стало вовсе.
25 марта Владимир Путин дал указания повысить ставку налога на дивиденды с капиталов, которые выведены в офшорные юрисдикции за рубежом, с 2% до 15%. Даже эта скромная мера потребовала корректировки соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Для обозначения серьезности намерений было обещано, что Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке, если партнеры не примут наши доводы и не согласятся внести изменения.
1 апреля премьер-министр России Михаил Мишустин доложил, что реализацию поручения по налогообложению зарубежных дивидендов, российское правительство начало именно с Кипра. В письме, направленном в апреле правительству Республики Кипр, Москва обозначила свое намерение увеличить для своих граждан с января 2021 года взимаемую ставку на выплачиваемые за рубежом дивиденды с текущих 5% до 15%, а на проценты по вкладам с 0 до 15%. В Никосии предложение поняли сразу как «прими или откажись», поскольку из похожего договора с Мальтой Россия пригрозила просто выйти. С лета идут переговоры, но прогресса нет.
По свидетельству влиятельной местной газеты Phileleftheros, если российская компания владеет более 50% акций кипрского филиала в течении года, то теперь она не сможет воспользоваться льготным порядком налогообложения и заплатит в российскую казну по всем доходам филиала 15%. Также и россияне, получающие зарплату на Кипре, если соглашение о двойном налогообложении не будет перезаключено, будут платить налог и на острове, и дома в России. Ясно, что держать капиталы в кипрской юрисдикции станет невыгодно. Киприоты пошли на переговоры, надеясь смягчить удар по инвестициям из РФ.
В ходе второго раунда переговоров между Минфинами двух стран 2 июля кипрская сторона настойчиво предлагала «освободить от повышенного налогообложения госкомпании, плюс предприятия, акции которых котируются на бирже, а также юридических лиц, надзор за деятельностью которых ведут инвестиционные группы». Однако замминистра Алексей Сазанов, как сообщил Reuters, посчитал, что «предложенный круг компаний слишком широк». Сохранить льготы для крупных вкладчиков не получилось. Кипрскую сторону на переговорах интересовало, какие намерения есть у России для сохранения возможности ухода от двойного налогообложения в отношении таких стран, как Мальта, Люксембург и Нидерланды.
Phileleftheros полагает, что в создавшейся ситуации «единственное решение, которое остается у кипрского правительства, состоит в том, чтобы принять пересмотренное соглашение» с учетом соответствующих последствий для сферы оказания профессиональных услуг и для российско-кипрских экономических отношений». Экономические обозреватели уверены, что разрыв Договора приведет к уходу российского инвестора с Кипра в Швейцарию, Нидерланды или еще дальше – в офшорные зоны в самой России, учрежденные в 2018 году.
В Никосии заодно припомнили, что Михаил Мишустин в рамках деофшоризации экономики и поощрения наукоемких отраслей пообещал урезать для IT компаний социальные выплаты с 14% до 7,6%, а налоги с 20% до скандально низких 3%, освободив их от НДС на рекламу с иностранных платформ. Для Кипра это может означать полный уход хай-тек-стартапов с русским капиталом, как это было уже с белорусами, когда Минск снизил налоги.
Принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения и предложила оперативно в течение недели провести очные переговоры с тем, чтобы выйти на решение, но… получила отказ. Одновременно наш Минфин объявил, что с 3 августа запускает денонсацию соглашения о двойном налогообложении с Кипром. Власти Кипра рассчитывают все же провести последний раунд переговоров 10-11 августа.