Российский фонд социального страхования (ФСС) намерен ужесточить контроль за выдачей и использованием больничных. Об этом рассказал журналистам «Российской газеты» глава фонда Андрей Кигим.
По его словам, в настоящее время фонд проводит масштабный эксперимент по внедрению электронных больничных, а заодно и изучает возможности установления контроля за тем, как граждане используют больничные отпуска.
Больничный без бумажек
О постепенной замене бумажных больничных бюллетеней электронными документами глава ФСС уже сообщал весной текущего года. В настоящее время эксперимент по внедрению электронных больничных проводится в Астрахани, Белгороде и Москве. В рамках этого проекта между больницами и ФСС налажен электронный обмен информацией. Врачи заполняют медицинские документы в электронном виде и отправляют их в фонд, где их оперативно обрабатывают.
Глава ФСС признал, что пока в работе системы наблюдаются технические накладки, однако отметил, что по мере отладки системы они должны быть устранены. В целом эксперимент уже назвали успешным.
Также Кигим отметил, что в настоящее время в фонде около 1300 человек заняты разбором страховых случаев. Это специалисты с высшим медицинским образованием, которые проверяют содержание записей, обосновывающих выдачу больничных листов и соблюдение всех необходимых процедур. «Проверке подлежит около 40% больничных, а мы их выдали в 2014 году около 41 миллиона», – рассказал Кигим.
При этом глава ФСС уточнил, что после введения электронного документооборота услуги этих специалистов станут не нужны: они будут перепрофилированы на психологическую работу с клиентами. В настоящее время такой услуги у ФСС нет.
«Левым» больничным прикрутят гайки
Внедрение электронных больничных должно не только упростит документооборот, но и поможет справиться с весьма важной, по мнению ФСС, проблемой – подделкой больничных листов.
В настоящее время для борьбы с нею фонд привлекает полицию, прокуратуру и даже ФСБ. Однако полностью справиться с рынком «липовых» бюллетеней пока не удается.
«Если вы откроете Интернет, вы увидите: «куплю, продам». Если это бланки больничных, то такой факт берется на контроль нашими ревизорами», – рассказал Кигим.
По его словам, при выявлении любителей необоснованных больничных их заставляют возмещать убыток. Некоторые люди делают это добровольно, другие – после подачи гражданских исков в суд. Глава ФСС отметил, что в Новосибирской области, считающейся передовой в вопросах контроля за оборотом поддельных больничных, осуждены уже более сотни человек. Большинство из них приговорены к штрафам и условным срокам лишения свободы.
«Даже условное наказание заставляет понять, что присваивать ресурсы работодателей и государства нельзя», – подчеркнул глава фонда.
Болеете? А если проверим?
По словам Кигима, фонд в ближайшее время может пойти на эксперимент по внедрению практики некоторых западных государств, где есть специальные службы и страховые компании, проверяющие, как именно больной использует полученный по бюллетеню «отпуск».
«На мой взгляд, мы могли бы привлечь частные страховые компании, как это делает ФОМС, чтобы они у нас были «контролерами» и следили, что происходит с людьми, которые уходят на больничный. Это было бы нормально», – сказал руководитель фонда.
Кигим привел в пример Польшу и Литву: в первой врачи из управления соцстрахования в рамках проверки выдачи больничных листов могут не только проверять медицинскую документацию, но и посещать заболевшего на дому, контролируя, соблюдает ли он постельный режим и не работает ли за деньги на другой работе. В прибалтийской же республике существует правило, что если работник, находящийся на больничном, пересекает границу, то такой случай перестает считаться страховым.
Также глава ФСС вспомнил случай с британцем, который взял больничный и уехал в Австралию. Отдыхая на побережье, он спас ребенка от нападения акулы; история попала в газеты, и в результате мужчина был уволен с работы.
Социальный омбудсмен
В будущем, дабы упростить разбирательства по незначительным страховым случаям, ФСС планирует учредить должность социального омбудсмена. Работа в этом направлении началась осенью прошлого года: в фонд на работу был приглашен судья Высшего арбитражного суда в отставке; кроме того, были созданы управление досудебного урегулирования споров, комиссия по жалобам. Предполагается, что омбудсмен будет решать дела, где сумма компенсации не превышает 100 тысяч рублей. Его решения будут обязательными для сотрудников фонда, а вот граждане в случае несогласия смогут их обжаловать.