Что означает понятие «телевизионное событие» для массового зрителя? Ну, конечно же, громкие премьеры. Такие, скажем, как сериал «Тихий Дон». Приняла его аудитория, не приняла — другой вопрос. Но что событие — факт. Потому что классика, потому что есть с чем сравнивать. Режиссер хороший, актеры интересные. Еще одна категория «событий» — исчезновение из эфира любимых ведущих. Вот, пожалуй, и все. Остальное — рутина. Между тем за кадром на телевидении происходит столько всего влияющего на качество эфира, что, видимо, есть смысл время от времени об этих «непубличных» явлениях говорить.
К примеру, мало кто обратил внимание, что на НТВ продолжает меняться топ-менеджмент. Вслед за гендиректором и главным редактором появился еще и новый генпродюсер. Казалось бы, один начальник, другой — какая нам разница?! Но весьма примечательно, что этот пост занял Тимур Вайнштейн, основатель и глава «ВайТ Медиа». Почему на это стоит обратить внимание? Потому что в указанной производящей компании создается много рейтингового телевизионного контента. Среди наиболее успешных проектов последнего времени можно назвать шоу «Один в один» и сериал «Родина» с Владимиром Машковым. И потому можно предположить, что НТВ ждут серьезные изменения в программной политике, которые давно назрели. Сделав ставку исключительно на боевики, канал из-за их однообразия стал терять зрителя. Так, доля целевой аудитории «18+» в 2010 году составляла 15,9%, а по итогам прошлого года — 11,8%. Случалось, что НТВ даже покидал тройку лидеров.
Далее. На этой неделе депутаты Мосгордумы предложили запретить турецкие сериалы на центральных каналах. Почему озаботились именно они, непонятно: речь ведь идет о федеральных вещателях! Но тренд очевиден. Если же карательная акция будет проведена, то она затронет интересы только аудитории «Домашнего», который сейчас показывает турецкую «1001 ночь», в топе лучших программ канала занимающую обычно пятую-шестую строчку, а раньше показывал «Великолепный век», имевший еще лучшие показатели. И тот и другой сериал — душераздирающие истории про любовь.
Теперь о зрителях. В прошлом номере «Труд» пытался разобраться, почему они предпочитают российские сериалы смотреть по телевизору, а зарубежные — в интернете. Свежее исследование, проведенное Институтом современных медиа, подтверждает наши выводы. Например, там есть такая цифра: 62% россиян за последние полгода не смотрели ни один заграничный сериал. Есть и другие любопытные результаты, касающиеся процесса импортозамещения на нашем ТВ в целом. Так, более половины российских горожан уверены, что за последние годы качество телепрограмм отечественного производства улучшилось. И лишь пятая часть уверена в обратном. Что же касается жанровых предпочтений, то они таковы: среди детских телепрограмм и мультфильмов отечественные выбирают 75% опрошенных. Причем 81% респондентов объясняют: это потому, что в зарубежных мультиках больше насилия и жестокости. Среди развлекательных проектов и шоу за родной продукт ратуют 71% зрителей. А вот что касается зарубежной продукции, наибольшим спросом пользуются передачи о природе и животных (48%).
Вроде бы в целом картина и приятная, но если в цифры вдуматься... Да, действительно в последнее время у нас появились неплохие специализированные каналы об окружающем мире — например, «Моя планета». Но, как ни крути, всем им далеко до западных National Geographic, Discovery и иже с ними. Оно и понятно: и бюджеты несопоставимые, и опыт. Потому-то большинство наших познавательных каналов ради повышения рейтинга вынуждены закупать продукцию у этих монстров. Но плохо не только это. Заокеанские и европейские телевизионщики не так уж и часто показывают сюжеты о России. А программы о путешествиях на наших федеральных каналах? Тоже сплошная заграница.
И еще о статистике. В том, что отечественную мультипликацию мы предпочитаем западной, нет ничего нового. Но много ли ее в эфире общедоступных каналов, не считая весьма симпатичной детской «Карусели»? Да практически нет. Если, конечно, не брать в расчет сагу про богатырей, которую РЕН ТВ упорно повторяет на все красные дни календаря. Зато уверенно набирает обороты телеканал «Мульт», который демонстрирует без рекламы только свое, родное, начиная от классики «Союзмультфильма» и заканчивая «Машей и Медведем». Что ж тут плохого? А то, что за «Мульт» надо платить.
О платном телевидении. Согласно еще одному исследованию, проведенному компанией «Сигнал Медиа», свыше половины телезрителей подключают его осознанно. То есть не по ошибке и не потому, что это модно, а по той простой причине, что спутниковое и кабельное телевидение удовлетворяет их потребности в большей степени, чем обычное. Лишь 12% опрошенных заявили, что подключились к платному ТВ, чтобы просто было больше каналов хороших и разных. Зато 83% сделали это ради конкретного набора тематических ниш.
Из чего следует сделать вывод: чем дальше, тем больше общедоступным эфирным каналам следует думать о конкуренции не друг с другом, а с теми самыми «братьями меньшими», что все увереннее завоевывают рынок.