Главная Культура 00:01 06 Октября 2023 4514
Сергей Майоров: Наше ТВ технически виртуозно, но атмосфера душевности исчезла

 

Один из ведущих журналистов НТВ - о передаче «Мои университеты» и других своих проектах

 

Дарья Ефремова
Одна из главных задач Сергея - восполнить дефицит позитива на нашем телевидении. Фото предоставлены телеканалом НТВ

В 30-ю годовщину своего основания телекомпания НТВ запускает четвертый сезон документального цикла Сергея Майорова «Мои университеты. Будущее за настоящим» о лучших вузах страны. О возврате престижа академического образования, дефиците доверительности в эфире и усталости зрителей от негативного контента мы говорим с известным телеведущим и голосом «Геликон-оперы» Сергеем Майоровым.

— Сергей, откуда взялась идея «Моих университетов»?

— В поездках по стране я заметил: многие мои собеседники гордятся вузами, которые окончили, но сожалеют, что за пределами региона об этих заведениях мало кто слышал. А между тем совершенно необязательно ехать в столицу, чтобы получить качественное высшее образование. Так возникла мысль сделать передачу о лучших вузах страны, предоставив слово педагогам, студентам, абитуриентам и их родителям. Первый выпуск осенью 2021-го мы посвятили Калининградскому университету имени Канта. С тех пор в эфир вышло уже 44 эпизода, четвертый сезон продлится до Нового года и добавит к ним еще 16 страничек. Начнем новый сезон с рассказа о двухмесячной экспедиции по Ледовитому океану в составе «Арктического плавучего университета». В планах сюжеты о вузах Красноярска, Кемерово, Тюмени, Челябинска — и это лишь толика того, о чем можно рассказать. В стране более 2,5 тысячи университетов, представители которых хотели бы участвовать в нашем проекте.

Снять сюжет об Иркутском университете — и не съездить на Байкал?!

— Но в последние десятилетия престиж высшего образования упал, изрядная часть молодежи сочла, что достаточно онлайн-курсов, чтобы достичь успеха в бизнесе, менеджменте, коучинге и прочих модных сферах деятельности.

— Такая тенденция действительно была, но сегодня наблюдается невероятный всплеск интереса к академическому образованию. А на упомянутых вами «коучей», «менторов» и прочих самозванцев молодые люди смотрят с нескрываемой иронией. Недавно я был в Хабаровске и просто обалдел от того, сколько мальчишек и девчонок учатся там на архитекторов, чтобы строить функциональные, стильные здания. Не менее популярны профессии математика, физика, электронщика, атомщика. Внушительный конкурс на филфаки: Общаясь со студенческой молодежью, понимаешь: эти прекрасные молодые люди не обольщаются быстрыми деньгами — они хотят участвовать в созидательных процессах, развивать свои города и их культурную среду.

Команда «Моих университетов» убедилась: сейчас настоящий ренессанс классического академического образования

— Вы придумали и одну из самых успешных передач НТВ «Однажды...». Что позволяет ей столько лет удерживать рейтинги? Как вы находите общий язык с весьма разными героями — от оперных солистов до эстрадных звезд?

— Вы правы насчет звездности передачи, персонажами которой были Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Хосе Каррерас, Сергей Маковецкий, Александр Збруев...

Но сама программа не такая уж старая, она стартовала в 2016 году, просто многие помнят ее предшественницу — «Истории в деталях» — и выстраивают эти проекты в единую историю. А секрет, думаю, в том, что мы стараемся сохранять доверительную интонацию, говорим с персонажами и телезрителем на понятном языке, без лишнего пафоса. В том, как наши герои шли к успеху, преодолевая трудности, можно найти много общего с жизнью обычных людей.

— Ну тогда расскажите, как вы сами шли к успеху на телевидении.

— Незадолго до запуска «Однажды...» я находился в депрессии: после закрытия «Историй в деталях» у меня практически не было работы — немного преподавал, снимал документалки... Сам в эфире не был уже давно и на карьере телеведущего поставил крест. Вдруг позвонил генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн: «Сергей, пора возвращаться, аудитория по тебе соскучилась». Вот так, если вкратце.

— Кредо вашей программы — «рассказать не всем, а каждому». Но подобной интимной интонации в теперешнем эфире дефицит, зато агрессии и шумных разоблачений с избытком. Готова ли аудитория к спокойному, доверительному разговору?

— Человек так устроен, что всегда и везде, в любой стране и при любом политическом раскладе ему интересен треш. Хотя бы потому, что на фоне чужих неприятностей твои собственные выглядят не так пугающе. Негативный контент делает рейтинги, но на самом деле никому от этого легче не становится. И я уверен, что во всякие времена, особенно такие тревожные, как наше, телевизионщики не должны пугать, стравливать людей и лезть в чужое белье. Наоборот, кто-то должен дружески взять аудиторию за руку, обнять и напомнить: жизнь продолжается, несмотря ни на что, и в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

— Вы начинали с пионерами постсоветского ТВ Листьевым, Митковой, Любимовым... Как изменилось за эти три десятилетия телевидение?

— Оно, конечно, очень изменилось — и в лучшую, и в худшую сторону. По качеству картинки, монтажа и прочим средствам технического мастерства мы стали настолько виртуозны, что превзошли почти всех в мире. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Австрийское, итальянское, немецкое ТВ в сравнении с нами — детский лепет. Конкурируем разве что с США, ничуть им не уступая. А вот с точки зрения традиционной нашей фишки — душевности, вдумчивости — мы, увы, нынче проигрываем сами себе.

На мой взгляд, из эфира исчезла индивидуальность, мало ведущих с ярко выраженными личностными качествами. Мой кумир — Владимир Кириллович Молчанов, я обожал его «До и после полуночи». С удовольствием смотрел Виталия Вульфа, Глеба Скороходова: Сегодня на федеральных каналах мало адекватного документального контента, вменяемых рассказчиков — таких, чтобы не лаяли в эфире, а доброжелательно разговаривали с людьми. Еще одна наша беда: исчезают передачи об искусстве, балете, опере, классических концертах. Почему-то считается, что это теперь никому неинтересно, не нужно. Неправда! Сколько раз героями «Однажды...» были музыканты — солисты Большого театра, Новой оперы, «Геликона» — и рейтинг зашкаливал! А когда мы показали балетную пару Игоря Цвирко и Кристины Кретовой, цифры опережали вечерний сериал на самом известном государственном канале. Право, хочется, как Тарзан, бить себя кулаками в грудь и кричать: «Ребята, мы не зря работаем!»

Меломан Майоров даже в самых экзотических странствиях отыщет музыкальный сюжет

— Вы известный меломан, официальный голос «Геликон-оперы». Что скажете о сегодняшнем театре, который порой становится источником громких скандалов? Один ажиотаж вокруг реформы «Золотой маски» чего стоит.

— Я внимательно слежу за той же «Золотой маской». Поверьте, в ней, случалось, побеждали проекты, от которых волосы вставали дыбом. Но в театре происходит смена эпох, и его ренессанс не за горами. Возможно, свежие веяния придут из регионов. Недавно в Театре оперы и балета Улан-Удэ я посмотрел мюзикл «Бальжан Хатан» — потрясающе красивое решение! В то же время многие московские театры болеют. Это катастрофическая ситуация, когда у творческого коллектива нет художественного руководителя, а все вопросы решают директор и менеджеры.

К тому же налицо и кадровый кризис: уходит плеяда старых звезд, а пришедшие им на смену худруки пока, мягко говоря, не затмили своих предшественников. Остаются, конечно, лидеры среднего поколения, не теряющие стержня и смысла деятельности, — Дмитрий Бертман, Евгений Писарев, Сергей Женовач: Но их, к сожалению, не так много. Огромная проблема и с драматургией — современные сценаристы иной раз наворотят такого, во что нормальный зритель поверить не может. А ведь в основе любой драмы лежит человеческая история. Но новых Вампиловых сейчас нет.

Журналист, как и актер, должен быть любопытен ко всему: от искусства до спорта

— Вы окончили ГИТИС. Помогло ли в телевизионном деле актерское образование? Не жалеете, что связались с ТВ, а не с театром?

— О выборе профессии никогда не жалел, а актерское образование дало очень много. Знаете, что в первую очередь? Любопытство. Мне интересно очень многое: книги, кино, космос, авиация, психология, политика... Актер должен быть любопытным, иначе он не сможет прожить на сцене десятки чужих жизней. Еще в ГИТИСе поставили голос и обучили технике речи. Это на российском телеэкране в дефиците: некоторые телеведущие категорически не владеют интонацией — просто выкрикивают не пойми что. Еще важна психологическая стойкость. Актеров ведь учат адаптироваться к разным ситуациям. Как там у Станиславского: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Эта наука помогает держаться на плаву.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7185
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?