Имя Октябрины Ганичкиной для отечественных дачников давно знакомое и даже родное. Агроном, кандидат сельскохозяйственных наук, по ее книгам учились выращивать овощи, цветы и фрукты на приусадебных участках несколько поколений россиян. И вот уже более двух десятилетий Ганичкина периодически выступает по радио и телевидению. Телезрители и слушатели неизменно любят ее за искреннюю приверженность делу и неиссякаемый оптимизм. А еще за то, что Октябрина не отрывается от народа — сама работает на своей даче в 8 соток, расположенной не в престижной Барвихе или на Николиной Горе, а в Домодедово, рядом с высоковольтными линиями. Обо всем этом, а также о программе «Дачные феи», стартовавшей в июле на Первом канале (ее Ганичкина ведет вместе с садоводом Ольгой Платоновой и журналистом Сергеем Ашариным) знатный агроном рассказала корреспонденту «Труда».
— Для начала, Октябрина, хотелось бы выяснить: «Дачные феи» — это все-таки программа для начинающих или для уже опытных садоводов и огородников?
— И для тех и для других. Я частенько читаю лекции и провожу мастер-классы в простых садоводческих некоммерческих товариществах, и там мне задают уйму вопросов даже те дачники, которые на своих приусадебных участках уже не одно десятилетие трудятся. Да и то сказать, наука ведь не стоит на месте, и отечественные производители семян и удобрений с каждым годом совершенствуют свое мастерство. Например, я сама раньше обрабатывала семена марганцовкой, а теперь они все продаются уже обработанные. Или вот пользовалась навозом, но теперь он стал совсем не тот, что лет 20 назад, поскольку и питание коров изменилось. Удобряешь им помидоры, стебли вырастают толстенные, листья огромные, а урожая нет. Вместо навоза сейчас лучше использовать гумат калия, для его приготовления используют термически обработанные вытяжки из торфа или навоза. Это жидкое удобрение совершенно безвредно, и, чтобы показать это, я на лекциях перед дачниками даже пробую его на язык... Подобных тонкостей в нашем деле немало, так что темы для разговоров не переведутся, я в этом уверена.
— Программа «Дачные феи» некоторое время выходила на телеканале «Бобер». И тут вдруг такое повышение статуса. В связи с переходом на «Первый» в ней что-нибудь изменилось?
— Да нет, ничего особенного. Мы все с самого начала старались, чтобы наша программа была и веселая, и доступная, и интересная. Я ведь в последнее время на «России 1» выступала каких-то 3-4 минуты в неделю, и такая краткость меня, конечно, не устраивала. Садоводам столько всего надо рассказать! А «Дачные феи» — программа получасовая, это уже совсем другое дело. А уж когда я узнала, что ее будут показывать на Первом канале, то была просто счастлива. Потому что весь коллектив нашей программы сразу стал для меня родным.
И еще потому что «Первый» — мой любимый канал, на котором я начинала 20 лет назад свою работу на телевидении. Меня в гости приглашал Андрей Малахов, совсем молодой в то время телеведущий, а я ему всегда несла то огурцов банку, то помидоров. Потом мы все это ели вместе со всем коллективом программы «Доброе утро» и даже с Константином Львовичем Эрнстом. Помню, как-то в самый Первомай я выступала и сказала напоследок, что чем ходить на митинги да демонстрации, лучше пусть все едут на приусадебные участки. А Андрей Малахов добавил к этому: «И если встретите в электричке Октябрину, уступите ей место». И что же вы думаете? Тороплюсь после этой программы на дачу, и в Домодедово, где я с электрички пересаживаюсь на автобус, подъезжают ко мне гаишники.
Оказывается, они утром программу смотрели и меня узнали. И довезли прямо до моего участка на машине с включенной сиреной!
— Да, впечатляющий случай. Такая народная признательность ТЭФИ стоит. Да, кстати, я слышала, что и Андрей Малахов работал у вас на даче?
— Да, и такое бывало. Мне тогда только подарили участок в Домодедово.
Да такой, что его никто не хотел брать. Дело в том, что он треугольной формы и расположен рядом с трансформатором и высоковольтными линиями. И сорняков там было по колено. Но я отказываться не стала... И вот Андрей приехал, привез девушек-корреспондентов, и мы все вместе пропалывали сорняки. И съемку там сделали такую веселую, где мы идем с косами и лопатами, поем «А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!». А потом мы еще Андрея повалили на траву и забросали ромашками... Я Малахову очень благодарна. Люблю его, это ведь он назвал меня «королевой садов, огородов, лесов и полей». И, можно сказать, дал мне путевку в большую телевизионную жизнь.
— А я слышала другую версию: будто приглашать в телепередачи вас стали после вашего появления в программе у Татьяны Веденеевой...
— Да, именно так, в самый первый раз на телевидении я появилась благодаря ей. Телезрительница из какого-то садового товарищества задала в передаче вопрос, почему у нее и ее соседок болеют огурцы. А ответить на него Татьяна пригласила меня, поскольку я тогда читала лекции садоводам в обществе «Знание». Села я рядом с Веденеевой, взглянула на огурцы и говорю: «Так это же фузариоз, прикорневая гниль. Видимо, коровячком огурчики перекормили». Татьяна мне: «Что такое коровячок?» А я думала, что съемка еще не началась, и говорю прямо: «Да говнецо коровье». А нас уже записывали, оказывается. На следующий день еду в метро, а какой-то мужчина мне кричит: «Молодец, Октябрина, все по-честному сказала! По-нашему, по-крестьянски...»
— Скажите, Октябрина, а когда вы стали известной, вам не захотелось переехать из-под своих высоковольтных проводов куда-то в более престижное место? Сейчас ведь столько предложений с дачными участками, что глаза разбегаются.
— Нет, что вы! Мы и на этом-то участке из-за стесненных финансов долго не могли построить дом. Только четыре года назад мой сын начал этим заниматься. Сейчас наш дом из бревен почти готов, осталось только пол постелить. Думаю, теперь я на Первом канале на доски заработаю. Хотя грех жаловаться, мир не без добрых людей. Мне частенько после моих мастер-классов что-то дарят — и в Москве, и в других городах. В Оренбурге пуховый платок преподнесли, в Краснодаре — кусок сала с прослойками килограммов на пять и ведро необыкновенно вкусной картошки. А в одном строительном магазине в Москве — весь материал на черный пол.
— Вернемся к вашим разговорам с дачниками. Есть вопросы, которые люди задают чаще всего?
— Мне как-то трудно выделить один-два из общего потока. Вообще-то вопросы зависят от сезона. И задают их мне очень много. Люди на лекции приходят в последнее время все чаще молодые, где-то начиная от 30 лет. Из тех, кто учится на собственных ошибках. Вот, скажем, сейчас мне многие огородники жалуются, что у них на помидорах не завязываются плоды. Это потому, что у нас в июне были холодные дожди и сырость, а потом грянула жара. При такой резкой смене температур опыление не происходило. Впрочем, не все еще потеряно, месяц лета впереди. Теперь главное, что надо сделать, — обрезать внизу все листья до первой кисти, которая не завязалась. И так сформировать помидоры, чтобы на каждую уже опылившуюся цветочную кисть оставалось два-три листа.
— Какие тонкости! Вы много выступаете с советами, пишете книги, ведете передачи — когда ж успеваете еще и на собственной даче поработать? Вы как-то сетовали, что у вас там далеко не идеальный порядок...
— Да, есть такая проблема. Часть сада у меня в самом деле неухоженна, но это не из лени и не из занятости, а по другой причине — из-за того самого строительства, о котором я уже сказала. А за домом я все привела в порядок, там у меня шесть грядочек аккуратных, как на картиночке, и четыре теплички. Вот сейчас мы со старшим внуком Сашей едем на дачу, будем снимать урожай своих огурчиков. Саше 22 года, он хотя и не стал агрономом, как его отец и как я, но на даче мне все равно очень прилично помогает. На участке может работать целый день — только для того, чтобы мне было приятно. Я и сына своего, и внуков к труду приучила. Счастливая я, можно сказать, мама и бабушка трех внуков, и даже правнучка у меня не так давно родилась, Даночка.
— А почему не Октябрина?
— Ну нет, что вы, пусть уж она носит свое имя. А насчет Октябрины... Сейчас я свое имя очень полюбила — за редкость, а в молодости его стеснялась, всем представлялась то Риной, то Ириной... Что и говорить, мода изменчива.
— Ну, а садоводы веяниям моды подвержены?
— Сейчас на садоводов прежде всего не мода влияет, а экономический кризис. Люди опять возвращаются к исконному, к тому, что засаживают дачные сотки в основном не цветами, а овощами и плодово-ягодными культурами. И правильно, считаю, делают. Ведь свои овощи, свои фрукты и ягода ни с какими магазинными не сравнятся. Их можно и на зиму замораживать, и делать из них супчики. Все лучше, чем переплачивать бешеные деньги за ту же капусту не в сезон.
— А что посоветовать тем, у кого приусадебного участка еще нет?
— Пусть не отчаиваются. Когда у меня еще не было собственной дачи, я делала посадки на балконе городской квартиры. И вполне основательные. Помидоры у меня там были такие высокорослые — мы плодами все лето объедались! Можно и земляничку ремонтантную высадить, вполне хватит порадовать ребятишек, и петрушку, и базилик... Главное, чтобы желание было — растения это здорово чувствуют.
— Напоследок, Октябрина, традиционный вопрос: вы сами телевизор смотрите? Есть ли у вас свои предпочтения?
— Конечно, смотрю. Весь день работаешь, а вечером хочется полежать или чайку попить — и самое то сделать это перед телевизором. Из предпочтений на первом месте с большим отрывом идет программа «Время» на Первом канале. Ну и всегда смотрю передачи с двумя моими любимыми телеведущими — Андреем Малаховым и Дмитрием Борисовым.