Центральный банк планирует в этом году заменить находящиеся в обращении сторублевки, а в следующем — купюры более крупного номинала. Но, в общем-то, рутинная процедура может обернуться серьезными проблемами и для банков, и для нас, обычных граждан. Зато порадуются фальшивомонетчики.
Для Центробанка изменение дизайна купюр и обновление наличной денежной массы — обычная работа, которая позволяет сделать новые купюры более защищенными и износоустойчивыми. Последний раз Банк России менял дизайн наличных денег в далеком уже 1997 году. С того момента несколько раз выпускались лимитированные серии сторублевых банкнот, приуроченные к проведению сочинской Олимпиады и возвращению Севастополя и Крыма в состав России. Плюс появились на свет принципиально новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей.
С 2022 года ЦБ планировал начать замену остальных банкнот. Первыми должны были перепечатать сторублевки, а в 2023-м — купюры номиналом 1000 и 5000 рублей. Наконец, в 2024 году Гознак планирует отпечатать новые пятидесятирублевки. Однако теперь стало понятно, что эта операция может быть отложена на неопределенный срок.
Дело в том, что безопасное циркулирование наличной денежной массы в экономике зависит от надежной работы банковской счетно-сортировочной техники, которая не только пересчитывает купюры, но и автоматически проверяет их подлинность. Такие счетчики есть не только у кассиров и операционистов, но и в уличных банкоматах, работающих на прием наличных денег. Большая часть упомянутого оборудования поступала в нашу страну из-за рубежа, а сегодня этот поток иссяк.
Чем это грозит? Если в ходе редизайна внешний вид и внутреннее содержание (количество и размещение скрытых элементов проверки подлинности) купюр изменятся достаточно сильно, то простой перенастройки оборудования для корректной проверки новых банкнот будет уже недостаточно. Потребуется или полная перепрошивка программного обеспечения, или установка новых блоков. С тем и с другим могут возникнуть серьезные трудности.
«Квалифицированно выполнить перепрошивку могут или производители, или лицензированные сервисные компании, но никак не эксплуатанты. Даже если в банке работает целый штат талантливых программистов, им будет очень трудно разобраться во всех тонкостях чужого кода. Кроме того, нет никакой гарантии, что производители не заложили в код скрытые блоки, которые могут среагировать на попытку несанкционированного доступа к программному обеспечению и заблокировать техническую часть устройства», — предупреждает специалист по информационной безопасности Максим КРИВОШЕЕВ.
Лишившись высокотехнологичного оборудования, банки останутся один на один с фальшивомонетчиками. Можно не сомневаться, что последние обязательно попытаются воспользоваться сложившейся ситуацией. Правда, со сторублевыми купюрами в этом году связываться никто не будет, поскольку качественно изготовленные подделки стоят дороже своего номинала. А вот банкноты в 1000 и тем более в 5000 рублей начнут подделывать очень активно. Причем если раньше фальшивки стремились разменять или купить на них какую-нибудь дорогостоящую технику с целью дальнейшей перепродажи, то сейчас высококачественными подделками стараются накормить банкоматы. В случае успеха злоумышленники в считаные минуты сбывают по номиналу сотни тысяч фальшивых рублей. При этом риск неудачи минимален: в худшем случае банкомат просто не примет подделки. Однако с учетом проблем со счетно-сортировальным оборудованием процент успешных загрузок, скорее всего, заметно вырастет.
Банкам либо придется мириться с потерями, из своего кармана покрывая наносимый злоумышленниками ущерб, либо отказываться от использования высокотехнологичной техники, возвращаясь к приему наличных денег у населения исключительно через кассиров и операционистов. Опытные специалисты могут проверять попадающие к ним в руки купюры по видимым и осязаемым признакам.
Разумеется, это сильно осложнит и в разы замедлит скорость совершения элементарных операций, так что считать полноценным решением проблемы возвращение банковской сферы к реалиям добанкоматной эпохи категорически нельзя. Куда разумнее перенести на год-другой (до нормализации ситуации или с санкциями, или с серым импортом необходимого оборудования) редизайн крупных купюр, отработав техпроцесс на сторублевках и полтинниках.