Главная Культура 00:06 06 Мая 2022 7751
Хотите потрогать вечный двигатель? Тогда вам сюда

Выставка о советской литературе 20-х годов, рисовавшей будущее, которое до сих пор не стало настоящим

Виктория Рогозинская
Изображение с сайта музея истории российской литературы имени В. И. Даля

Музей истории российской литературы имени В. И. Даля представляет выставку «Перекресток утопий. Будущее в литературе 20-х годов». Как и две другие экспозиции, работающие в главном здании на Зубовском бульваре (одна посвящена Пушкину и Далю, другая — Арсению и Андрею Тарковским), эта, в филиале в доме И.С. Остроухова в Трубниках, — не статичная, пусть и эффектная демонстрация сокровищ из фондов музея, но поиск новых смыслов.

В русской культуре тема идеального мира имеет глубокие корни, уходящие к легенде о невидимом граде Китеже. Сто лет назад утопия отвоевала пальму первенства у прочих жанров, поскольку давала простор для изображения столь чаемого коммунистического будущего, в котором не будет ни деления на богатых и бедных, ни непосильного труда, ни голода, ни болезней, а может быть не станет и самой смерти. Утопия (не в первый раз!) перешагнула отведенные ей границы, перестав быть как чисто литературным жанром, так и строго политической теорией, обретя крылья мировой мечты.

«Дом Остроухова в Трубниках постепенно становится для нашего музея своего рода экспериментальной площадкой, — признается директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак. — Нам хотелось не просто напомнить об этом ярком периоде в истории нашей литературы, но взглянуть на созданное в 20-х годах прошлого века глазами людей, живущих столетие спустя — многое сегодня в этих произведениях воспринимается совершенно иначе, чем даже еще полвека тому назад. Но главное, мы попытались разобраться в том, почему сегодня утопия иссякла и как литературный жанр, и как техническая идея, и как политическая доктрина. Большая часть важнейших технических открытий была сделана еще в конце XIX века, на ХХ пришлось совсем немного, в основном то, что связано с освоением космоса, а XXI век предпочитает редупликацию, тиражирование найденного. Почему? Давайте подумаем вместе».

20-е годы минувшего века не зря называли головокружительными — извечное стремление человека заглянуть за горизонт получало энергию от тех перемен, которые происходили в стране. Все, ну или почти все, вдруг начинают верить в возможность реализовать то, о чем писали Томас Мор в своей «Утопии» и Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Под влиянием последнего товарищ Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», а товарищ Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый зовет всех в «Солнечный Град», Маяковский отправляет героев «Мистерии-буфф» прокладывать путь к «солнцеграду», Велимир Хлебников рисует счастливую Лебедию, Вивиан Итин — страну Гонгури, Андрей Платонов возводит Чевенгур, Сергей Есенин — Инонию, а те, кому в городах обитать несподручно, могут отбыть в «Страну крестьянской утопии» Александра Чаянова.

Городу Солнца в самых разных его ипостасях и отдан первый зал выставки.

Когда несколько «гелиоцентричных» произведений концентрируется на небольшой площади, кажется, что сами страницы начинают излучать накопленный некогда солнечный свет, заменяя экспозиционные лампы. Не зря же Андрей Платонов, описывая Чевенгур, настаивает на том, что там «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное всемирным пролетарием».

А Александр Чижевский, многие годы занимавшийся исследованиями в области гелиобиологии, в опубликованной в 1924 году работе под названием «Физические факторы исторического прогресса» идет еще дальше: раз человеческое поведение в значительной степени зависит от солнечной активности, то все государственные вопросы правительство должно решать, сверяясь со сводкой о состоянии Солнца. По его мнению, наше светило — «великий военно-политический показатель, показания которого безошибочны и универсальны».

В представлении писателей города неизбежно должны были вытеснить живую природу, поэтому в их произведениях преобладают урбанистические пейзажи, а люди дышат искусственно сгенерированным воздухом. Но молодые архитекторы всерьез задумывались и над тем, как можно организовать городскую жизнь, не уродуя землю, к примеру, на платформах, парящих в воздухе. А изобретатели трудились над «вечными» двигателями, которые могли бы поставлять таким города неограниченное количество энергии.

На выставке можно увидеть и то, и другое. К примеру, чертежи дипломного проекта Георгия Крутикова, впоследствии известного советского архитектора, с совсем не фантастическим названием «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)». А напротив — ну, какая еще литературная выставка могла бы этим похвастаться! — расположились сразу два «вечных» двигателя из собрания Политехнического музея — рычажно-балансирный и спирально-магнитный свободного отрыва.

Маленький угловой зал остроуховского особняка — такой уютный и такой земной — организаторы отдали советским «космистам», тем, кто на заре ХХ века мечтал не просто о покорении иных вселенных, но об устройстве там идеальных миров, превосходящих тот, что на планете Земля. Фантастические повести Константина Циолковского и Валерия Брюсова, «Красная звезда» Александра Богданова, «Аэлита» Алексея Толстого — Центральный музей кино предоставил материалы, не вошедшие в окончательный вариант экранизации, снятой Яковом Протазановым...

Да, в 20-е годы путь к звездам начался на страницах романов, а не научных трактатов. Научное сообщество относилось к этой идее весьма скептически. Гениальный мыслитель Ари Штернфельд писал свое «Введение в космонавтику» (он, кстати, и придумал это слово) как докторскую диссертацию, но, когда дело дошло до зашиты, ученый совет отклонил работу, сочтя ее чересчур утопичной! Пройдет совсем немного времени, и по орбитам, которые Штернфельд рассчитал задолго до начала космической эры, полетят первые искусственные спутники земли.

Пьянящая вакханалия великой утопии длилась увы, недолго. Это было неизбежно — реальность все сильнее отличалась от мечты, и волей-неволей приходилось смотреть в будущее со все нарастающим скепсисом. Предтечей всех грядущих антиутопий ХХ века — и не только в советской литературе — стал роман Евгения Замятина «Мы», которому посвящен последний экспозиционный зал. «...О чем люди — с самых пеленок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье — и потом приковал их к этому счастью на цепь». Так, может быть, мы потому сегодня и не мечтаем об утопиях, что уже сидим на этой самой цепи?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?