Главная Культура 00:06 06 Мая 2022 7850
Хотите потрогать вечный двигатель? Тогда вам сюда

Выставка о советской литературе 20-х годов, рисовавшей будущее, которое до сих пор не стало настоящим

Виктория Рогозинская
Изображение с сайта музея истории российской литературы имени В. И. Даля

Музей истории российской литературы имени В. И. Даля представляет выставку «Перекресток утопий. Будущее в литературе 20-х годов». Как и две другие экспозиции, работающие в главном здании на Зубовском бульваре (одна посвящена Пушкину и Далю, другая — Арсению и Андрею Тарковским), эта, в филиале в доме И.С. Остроухова в Трубниках, — не статичная, пусть и эффектная демонстрация сокровищ из фондов музея, но поиск новых смыслов.

В русской культуре тема идеального мира имеет глубокие корни, уходящие к легенде о невидимом граде Китеже. Сто лет назад утопия отвоевала пальму первенства у прочих жанров, поскольку давала простор для изображения столь чаемого коммунистического будущего, в котором не будет ни деления на богатых и бедных, ни непосильного труда, ни голода, ни болезней, а может быть не станет и самой смерти. Утопия (не в первый раз!) перешагнула отведенные ей границы, перестав быть как чисто литературным жанром, так и строго политической теорией, обретя крылья мировой мечты.

«Дом Остроухова в Трубниках постепенно становится для нашего музея своего рода экспериментальной площадкой, — признается директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак. — Нам хотелось не просто напомнить об этом ярком периоде в истории нашей литературы, но взглянуть на созданное в 20-х годах прошлого века глазами людей, живущих столетие спустя — многое сегодня в этих произведениях воспринимается совершенно иначе, чем даже еще полвека тому назад. Но главное, мы попытались разобраться в том, почему сегодня утопия иссякла и как литературный жанр, и как техническая идея, и как политическая доктрина. Большая часть важнейших технических открытий была сделана еще в конце XIX века, на ХХ пришлось совсем немного, в основном то, что связано с освоением космоса, а XXI век предпочитает редупликацию, тиражирование найденного. Почему? Давайте подумаем вместе».

20-е годы минувшего века не зря называли головокружительными — извечное стремление человека заглянуть за горизонт получало энергию от тех перемен, которые происходили в стране. Все, ну или почти все, вдруг начинают верить в возможность реализовать то, о чем писали Томас Мор в своей «Утопии» и Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Под влиянием последнего товарищ Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», а товарищ Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый зовет всех в «Солнечный Град», Маяковский отправляет героев «Мистерии-буфф» прокладывать путь к «солнцеграду», Велимир Хлебников рисует счастливую Лебедию, Вивиан Итин — страну Гонгури, Андрей Платонов возводит Чевенгур, Сергей Есенин — Инонию, а те, кому в городах обитать несподручно, могут отбыть в «Страну крестьянской утопии» Александра Чаянова.

Городу Солнца в самых разных его ипостасях и отдан первый зал выставки.

Когда несколько «гелиоцентричных» произведений концентрируется на небольшой площади, кажется, что сами страницы начинают излучать накопленный некогда солнечный свет, заменяя экспозиционные лампы. Не зря же Андрей Платонов, описывая Чевенгур, настаивает на том, что там «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное всемирным пролетарием».

А Александр Чижевский, многие годы занимавшийся исследованиями в области гелиобиологии, в опубликованной в 1924 году работе под названием «Физические факторы исторического прогресса» идет еще дальше: раз человеческое поведение в значительной степени зависит от солнечной активности, то все государственные вопросы правительство должно решать, сверяясь со сводкой о состоянии Солнца. По его мнению, наше светило — «великий военно-политический показатель, показания которого безошибочны и универсальны».

В представлении писателей города неизбежно должны были вытеснить живую природу, поэтому в их произведениях преобладают урбанистические пейзажи, а люди дышат искусственно сгенерированным воздухом. Но молодые архитекторы всерьез задумывались и над тем, как можно организовать городскую жизнь, не уродуя землю, к примеру, на платформах, парящих в воздухе. А изобретатели трудились над «вечными» двигателями, которые могли бы поставлять таким города неограниченное количество энергии.

На выставке можно увидеть и то, и другое. К примеру, чертежи дипломного проекта Георгия Крутикова, впоследствии известного советского архитектора, с совсем не фантастическим названием «Город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)». А напротив — ну, какая еще литературная выставка могла бы этим похвастаться! — расположились сразу два «вечных» двигателя из собрания Политехнического музея — рычажно-балансирный и спирально-магнитный свободного отрыва.

Маленький угловой зал остроуховского особняка — такой уютный и такой земной — организаторы отдали советским «космистам», тем, кто на заре ХХ века мечтал не просто о покорении иных вселенных, но об устройстве там идеальных миров, превосходящих тот, что на планете Земля. Фантастические повести Константина Циолковского и Валерия Брюсова, «Красная звезда» Александра Богданова, «Аэлита» Алексея Толстого — Центральный музей кино предоставил материалы, не вошедшие в окончательный вариант экранизации, снятой Яковом Протазановым...

Да, в 20-е годы путь к звездам начался на страницах романов, а не научных трактатов. Научное сообщество относилось к этой идее весьма скептически. Гениальный мыслитель Ари Штернфельд писал свое «Введение в космонавтику» (он, кстати, и придумал это слово) как докторскую диссертацию, но, когда дело дошло до зашиты, ученый совет отклонил работу, сочтя ее чересчур утопичной! Пройдет совсем немного времени, и по орбитам, которые Штернфельд рассчитал задолго до начала космической эры, полетят первые искусственные спутники земли.

Пьянящая вакханалия великой утопии длилась увы, недолго. Это было неизбежно — реальность все сильнее отличалась от мечты, и волей-неволей приходилось смотреть в будущее со все нарастающим скепсисом. Предтечей всех грядущих антиутопий ХХ века — и не только в советской литературе — стал роман Евгения Замятина «Мы», которому посвящен последний экспозиционный зал. «...О чем люди — с самых пеленок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье — и потом приковал их к этому счастью на цепь». Так, может быть, мы потому сегодня и не мечтаем об утопиях, что уже сидим на этой самой цепи?

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6239
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6004
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4486
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...