Сегодня немецкий аукционный дом Kunsthaus Lempertz выставит на продажу некогда совершенно секретный советский аппарат комплекса «Алмаз», который мог — в этом-то и сенсация — многократно подниматься на орбиту и затем самостоятельно возвращаться на Землю. Такие «челноки» летали несколько десятилетий назад в автоматическом режиме под видом спутников серии «Космос».
Даже сегодня в России нет такого многоразового корабля. А ведь наша страна в еще в 1977-м забила здесь первый колышек: полеты советских «челноков» начались на несколько лет раньше американских. Конечно, пилотируемый американский крылатый корабль некорректно сравнивать с советской капсулой, которая приземлялась на парашютах. И все-таки зафиксируем факт: первыми полеты многоразовой космической системы осуществили наши ученые и конструкторы.
Почему же об этом не шумели? Да потому, что аппарат был частью секретного военно-космического комплекса «Алмаз». Комплекс начал создаваться в 1960-е в ОКБ‑52 под руководством академика Владимира Николаевича Челомея. «Алмаз» замышлялся как наблюдательный форпост на околоземной орбите. Тогда почему-то считалось, что эффективность станций пилотируемых будет намного выше, чем у «автоматов». На одной из орбитальных станций «Алмаз», которая летала под именем «Салют-3», даже установили снаружи скорострельную авиационную пушку — на случай обороны. От кого? Например, от чужого спутника-инспектора или корабля-перехватчика. Были тогда такие опасения... В июле 1974-го, когда Павел Попович и Юрий Артюхин покинули станцию, пушку решили испытать в космосе — проверить, сумеет ли автоматика стабилизировать положение в пространстве многотонного модуля, компенсируя мощную отдачу при стрельбе. Испытания прошли успешно...
В завершенном виде комплекс «Алмаз» должен был состоять из 19-тонной орбитальной пилотируемой станции, почти такого же по массе транспортного корабля снабжения (в состав которого входил и возвращаемый аппарат), а также грузовых капсул. Станция и корабль выводились на околоземную орбиту отдельно ракетами тяжелого класса «Протон», созданными в 1967-м также под началом Челомея. Кстати, «Протон» используется и сегодня, в отличие от невостребованного в СССР челомеевского ТКС. Что же представлял собой этот 20-тонный транспортный корабль снабжения? Он принципиально отличался от 7-тонного «Союза», разработанного на 10 лет раньше в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева. Челомеевский ТКС был более просторным, комфортабельным и совершенным кораблем. Правда, и более дорогим. Но роковую роль сыграло неприязненное отношение к Челомею могущественного министра обороны Дмитрия Устинова. В 1978-м под нажимом министра было решено не запускать больше пилотируемые станции «Алмаз»...
«Наследие пилотируемого комплекса «Алмаз» прослеживается во всех разработках орбитальных станций, — сообщил «Труду» заслуженный испытатель космической техники Леонард Смиричевский. — «Салют» и «Мир» напрямую ведут свое начало от орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». Что касается Международной космической станции, то она позаимствовала главный служебный модуль «Звезда». А транспортный корабль снабжения (ТКС) пригодился при создании грузового и научного модуля «Заря». Эти модули и сегодня отлично функционируют на МКС».
Однако ни в 70–80-е годы, ни позже ТКС, в том числе многоразовый возвращаемый аппарат, ни разу не использовались для доставки космонавтов на орбиту. Так и пылились бы до сей поры на складах Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» (ранее — ОКБ-52) невостребованные корпусы орбитальных станций «Алмаз», а также возвращаемые аппараты, в том числе и побывавшие в космосе, если бы этой продукцией не заинтересовалась некая международная компания. Имея тесные контакты с «НПО машиностроения», она решила оснастить челомеевские многоразовые космические кабины и модули орбитальных станций новейшим оборудованием, а затем организовать недельные орбитальные космические полеты для коммерческих заказчиков, в том числе и туристов.
Называется компания Excalibur Almaz Limited (ЕA). Создана в 2005 году, базируется на офшорном острове Мэн. Компания приобрела у «НПО машиностроения» четыре возвращаемых аппарата и два модуля орбитальной станции. К перепроектированию и доработке техники планировалось привлечь аэрокосмические фирмы из США, Европы и Японии. Неизвестно, как шла модернизация, но пока о полетах на орбиту ничего не слышно, хотя первые намеченные сроки минули. А два года назад ЕA выдала новую сенсацию: сообщила о планах отправить в 2015-м в полет вокруг Луны пилота и двух туристов. Билет оценивается в 155 млн долларов...
Российские специалисты, с которыми я беседовал, сказали, что в 2015-м такой рейс вокруг Луны организовать вряд ли возможно, если на сегодняшний день нет готового корабля. А о нем — ни слуху ни духу. К тому же его для начала надо испытать хотя бы на орбите... В конце апреля я отправил письма основателю ЕА господину Артуру Дула и директору по связям с общественностью господину Роберту Лазаро с просьбой ответить на один вопрос: «Состоится ли отправка экспедиции вокруг Луны в 2016-м или позже?» Но ответа не получил.
Между тем на завтрашнем аукционе в Брюсселе будет продаваться как раз один из тех возвращаемых космических аппаратов, которые ЕА приобрела в российском «НПО машиностроения». Что же, возвращаемый аппарат оказался лишним? Или срочно потребовались деньги? Изменились планы?
И вообще — можно ли доверять компании ЕА? О планах британской компании ничего не известно и в «НПО машиностроения» в подмосковном Реутове. «Это не наш совместный проект, — сказали мне на российском предприятии. — «НПО машиностроения» является в данном случае только поставщиком материальной части, то есть техники».
Такая интрига, а также принадлежность аппарата к секретной советской космической программе, подогревают интерес к кабине, которая выставляется на торги. Аппарат настоящий, серийный номер 1-11 Ф71В-0320-0 № 060. Вес — 1,9 т, высота кабины — 2,2 м, наибольший диаметр — 2,8 м. Он дважды побывал за пределами Земли. Первый раз поднялся на орбиту как «Космос-929» 17 июля 1977-го в составе ТКС. Через 30 суток возвращаемая кабина по команде с Земли отстыковалась от корабля и 17 августа совершила мягкую посадку. Через семь месяцев эта же капсула, которая называлась «Космос-998», была вновь отправлена на орбиту, но уже вне транспортного корабля. Совершив виток вокруг планеты, аппарат благополучно вернулся на Землю. А спустя несколько лет кабина испытывалась уже в море. Экипаж из трех человек во главе с космонавтом Геннадием Сарафановым провел 72 часа в капсуле при больших волнах. Кабина блестяще выдержала и этот экзамен.
Позже запускались в космос и другие корабли, отдельно — капсулы (одна из них летала трижды), но наибольшую историческую ценность представляет, конечно же, первый возвращаемый аппарат. Его вместе с другими космическими объектами и приобрела компания ЕА. Корпус очистили от обгоревших участков теплозащиты, покрасили белой краской, нарисовали флаги России, Великобритании, острова Мэн, США и укрепили на подставке. В таком виде космический аппарат показывали в Лондоне, Эр-Рияде, Берлине... Всюду экспонат вызывал огромный интерес.
И у нас на авиакосмическом салоне МАКС он тоже когда-то собирал множество людей. Но сегодня ни в одном общедоступном российском музее такого уникального экспоната нет. Впору локти кусать... Кому будет продана эта реликвия? А может, найдется кто-то из российских меценатов, кто вернет реликвию на родную землю? Она могла бы украсить Московский мемориальный музей космонавтики. Знатоки оценивают такую покупку в 1–2 млн долларов.