Дальневосточная горная компания, которой принадлежит рудник, вот уже несколько месяцев не может отгрузить добытый концентрат и получить за него деньги. Чтобы как-то успокоить коллектив, пришлось взять в банке кредит на зарплату. Каждый месяц платежи по процентам за ссуду составляют 250 тысяч рублей. Как только людям начали платить зарплату, сразу пошли пени-накрутки на налоги, отчисления во внебюджетные фонды. В итоге компания ежемесячно теряет 1,5 млн. рублей.
Ситуация осложняется тем, что медный концентрат в Солнечном хранится на открытой площадке. В руде высокое содержание мышьяка, и жители со страхом ждут весенних паводков. Как только зажурчат ручьи, этот яд может попасть в реки. О возможных последствиях лучше не думать.
Некоторые правительственные чиновники, судя по всему, так и делают. С 1996 года введен новый порядок реализации на внешнем рынке сырья цветных металлов, содержащего незначительное количество золота и серебра. Раньше квоты на продажу такого сырья определялись постановлением правительства РФ. В Министерствах экономики и финансов решили, что этого недостаточно, и с тех пор квоты утверждаются указом президента. Тут-то и обнаружилась забюрократизированность государственного аппарата. Ведь проект указа, прежде чем попадет на стол главе государства, должен быть согласован с многими министерствами и ведомствами. В результате Указ о выделении квот на 1999-2000 годы был подписан только в декабре 1999 года. Целый год документ "путешествовал" от одного начальника к другому.
Нынче история повторяется. Минпромнауки подготовило проект очередного указа президента "О поставке на экспорт в 2001-2002 годах сырья цветных металлов, содержащих драгоценные металлы", согласовало его с соответствующими ведомствами и направило в департамент финансовой политики аппарата правительства 10 января. Там потребовалось на изучение документа еще 1,5 месяца. После чего проект указа возвратился на доработку в Минпромнауки - оказалось, он не согласован с Комитетом по стандартам. После чего злополучный документ отправился на рассмотрение в Таможенный комитет... Что процедуру согласований в столице можно ускорить, сомневаются не только горняки, но и региональные лидеры. Губернатор Красноярского края Александр Лебедь, например, пошел своим путем -обратился с письмом непосредственно к Владимиру Путину.
В минувшем году, сообщил губернатор президенту, на Горевском горно-обогатительном комбинате проведена реконструкция, позволившая увеличить производство свинцового концентрата с 10 до 40 тысяч тонн. В связи с остановкой единственного в России производства первичного свинца на заводе "Электроцинк" во Владикавказе Горевский ГОК вынужден экспортировать свинцовый концентрат для переработки с последующим возвратом в Казахстан.
Осуществлять эту операцию можно только на основании президентского указа, сроки подписания которого неизвестны. В результате на комбинате сложилась критическая ситуация. Венчает письмо просьба разрешить экспорт в 2001 году свинцового концентрата в объеме 19.500 тонн с содержанием в нем 250 кг золота и 11.500 кг серебра, что соответствует 50 процентам квоты, предусмотренной для ОАО "Горевский ГОК" в проекте указа на 2001-2002 годы.
Губернатор, видимо, забыл, что сейчас он не в армии служит, а является одним из винтиков государственной машины. А здесь другие порядки, и дисциплина исполнителей отличается от военной. Практически ежедневно работники ЦК горно-металлургического профсоюза звонят в различные департаменты правительства, пытаясь ускорить прохождение злополучного документа, но безрезультатно. А их телефонными собеседниками оказываются автоответчики, в лучшем случае секретарши с дежурной фразой о занятости патрона.