Возможно, новое шоу «Первого» с участием звезд и стоило бы оставить без внимания — мало ли их было? — да обстоятельства не позволяют. Дело в том, что на телевидении начинает сказываться общая ситуация в экономике страны, реальностью стало то, о чем еще весной предупреждали руководители каналов, а именно — дефицит премьерного продукта. Где славные времена, когда в эфире каждую неделю появлялось что-то новенькое? Теперь же — повтор за повтором, словно сейчас разгар не телевизионного сезона, а отпускного. И на этом фоне не заметить проект «Без страховки» было бы неправильным.
В принципе, в трансляции фильмов и сериалов по третьему-пятому разу нет ничего плохого. Советские комедии или, скажем, многосерийку про Холмса показывают по поводу и без повода, и ничего, смотрят люди. Может, и к «Дому с лилиями» с годами прикипим? Более того, повторный просмотр полезен. Он дает возможность удостовериться, что первое негативное впечатление оказалось правильным и, значит, вы — умница, а смотреть этот, с позволения сказать, художественный продукт, реально невозможно. Или, напротив, с удивлением понять, что вещь-то, пожалуй, ничего себе!
Тот же «Первый» в январе выдал подряд хиты прошлого года — «Тест на беременность», «Мажора» и «Улыбку пересмешника». И все три зрители активно пересмотрели. А «Мажор» так и вовсе показал прекрасную статистику, собрал колоссальную аудиторию и в списке самых рейтинговых программ прошлой недели занял третье место, уступив лишь «Вестям недели», программе «Время» и опередив премьеру шоу «Без страховки» (далее «БС») на двенадцать пунктов.
Действительно, сериал сам по себе столь же хорош, сколь и Павел Прилучный, сыгравший в нем роль сыночка олигарха, отданного отцом на службу в полицию в наказание за плохое поведение. Следить за превращением богатого прожигателя жизни в «нормального парня» интересно, тем более что криминальная линия с убийством матери героя закручено очень круто.
А вот вторичный просмотр «Пересмешника» оказался полезным по другой причине: появился шанс вновь убедиться в своей правоте относительно нелепостей сюжетных поворотов и небрежности режиссера, несколько раз фиксирующего в титрах «прошло столько-то лет», но не потрудившегося на указанный срок состарить взрослых героев и «подрастить» их детишек.
Разговор о совершенно новом шоу начат с перечисления сериалов, вышедших в повторе, не случайно. От проекта и разговоров вокруг него такое чувство, будто все это давным-давно уже видано и слышано. К примеру, еще на стадии подготовки у журналистов возник вопрос, является ли шоу оригинальным, выдуманным нашими продюсерами, или все же оно лицензионное? И нам в очередной раз объяснили, что, конечно, на Западе есть нечто похоже, но наше все-таки от тамошних образцов отличается, причем, в лучшую, креативную сторону.
Далее. Создается ощущение, что в звездных шоу с освоением разных профессий участвуют одни и те же лица, остро нуждающиеся в пиаре. Про одних все забыли, и он необходим, чтобы напомнить о себе неблагодарной публике, другим — для раскрутки какого-то фильма или альбома. Понимаю, что это не вполне соответствует действительности. Среди участников «БС» есть вполне востребованные и уважаемые персонажи. Но, то ли продюсеры вынуждают их быть одинаковыми, то ли атмосфера на съемках складывается такая, — все герои, вне зависимости от характера и шоу, и своего собственного, раз за разом повторяют одни и те же банальности: «Я ввязался в эту авантюру только для того, чтобы испытать себя», «Мне было важно преодолеть страх» и т.д. Страх поскользнуться на льду, свалится с трапеции в цирке, быть затоптанным разозленным бычком — не велика разница...
Кочующими из проекта в проект кажутся даже шутки ведущих и «интеллектуальные игры» членов жюри, призванные расслаблять зрителя, переживающего за здоровье и результат выступления любимчиков. Фоном каждый раз следуют обывательские разговорчики на тему, сколько звездам платят за участие в шоу, на какую сумму их страхуют и т.д.
Вот и получается — для того, чтобы принять «БС» как нечто свежее и оригинальное, зрителю нужно избавиться от всего этого багажа, собранного на протяжении многих лет и складированного в памяти, что крайне сложно...
А ведь, действительно, некоторые герои шоу достойны искренних аплодисментов. Глядя, к примеру, на Розу Сябитову, надо бы думать не о том, что свахи этой в «ящике» и так слишком много, а о том, что в свои пятьдесят четыре она находится в прекрасной спортивной форме. Не о том, что среди конкурсантов много профессиональных спортсменов (фигуристка Бережная, бобслеист Воевода, прыгунья с шестом Феофанова, боксер Цзю, конькобежец Скобрев) и, следовательно, для них освоить еще один вид спорта — раз плюнуть, а о том, что гимнастика, им незнакомая, очень травмоопасна. И уж тем более не о том, что бывших участников «Дома 2» теперь на экране больше, чем, скажем, выпускников МГИМО, а о том, что Виктория Боня просто симпатичная и предприимчивая девушка. Ну и так далее.
А в принципе, шоу вполне себе миленькое. Любопытные сценические образы, интересная хореография. Пока, правда, все это здорово похоже на «Танцы со звездами», где, кстати сказать, элементы акробатики тоже случались. (Помнится, участник «БС» Евгений Папуанаишвили даже сорвал спину, тягая на «Танцах» Алену Водонаеву).
Словом, смотреть бы да смотреть. Но вот только как отделаться от ощущения повтора?..