Главная Культура 00:01 05 Июля 2024 5118
Александр Куприянов: Жил Чурка на заливе Счастья

Автор киноповести «Черный бельчик» и других книг про Дальний Восток, главред «Вечерней Москвы» – о многообразии культур, гримасах прогресса и знакомстве с Виктором Астафьевым

Дарья Ефремова
Чувство природы - свойство натуры Александра Куприянова. Фотографии из личного архива

Одним из событий недавнего книжного фестиваля «Красная площадь» стала новая дальневосточная повесть писателя и журналиста Александра Куприянова «Божья коровка». Помещенная в мирную «летнюю» обложку, но написанная «жестким, рвущим бумагу карандашом», книга переносит читателя в непостижимый мир русской терра инкогнита, где нивхи ездят на собачьих упряжках, огненную воду закусывают недефицитной у них красной икрой, а главный герой, воин, поэт и алкоголик Степан с гордостью носит фамилию Чурка.

— «Божья коровка», как и ваша другая дальневосточная вещь — киноповесть «Черный бельчик», населена удивительными людьми и явлениями: шаманы, беглые каторжники с Сахалина, гиляки, айны, строганина, речные сплавы, сакральные празднества... Помнится, на презентации вы говорили, что в последнее время выходит множество недостоверных книг. Это и сподвигло вас вновь взяться за тему Дальнего Востока?

— Не сказал бы, что они недостоверные, скорее поверхностные. Вообще к любому писательскому труду я отношусь с уважением, даже если это откровенно бульварное чтиво. Люди пишут, кто-то это читает, ну и пусть — не всем же быть Толстыми и Достоевскими. Раньше я почему-то избегал темы своей малой родины (Куприянов родился в хабаровском селе Иннокентьевка. — «Труд»), но начали массово выходить книги про Дальний Восток, и я не переставал поражаться их наивности. В какой-то момент понял, что и знаю его лучше, и могу рассказать больше. Я рос среди нивхов, жил и учился с ними в интернате, работал корреспондентом «Комсомольской правды» по Хабаровскому краю, Магаданской области и Еврейскому автономному округу — объездил там все. Собирал местные сказки, обряды. Там живут талантливейшие народы, близкие к корням жизни, к природе... Сейчас я заканчиваю книгу про айнов, где многие сюжеты взяты из опыта, личного общения. У нас в классе был мальчишка-айн Дима, умный, но хулиганистый. И вот однажды, желая его усмирить, учительница вызывает его к доске. Дима, не отрывая руки, проводит две идеальные параллельные прямые. Мы их линейкой потом измеряли — он не ошибся ни на миллиметр! Эти люди видят линию, цвет, расстояние, они же, кстати, и отличные психологи.

— Насколько сложно происходила русификация, а затем советизация Дальнего Востока?

— Очень сложно. Наши деды думали, что вот сейчас мы их быстренько переправим из «феодализма» в социализм, но, желая этим народам блага, принесли печаль. Хотя старались — одели тех, кто привык к собачьим и нерпичьим шкурам, в брезент, пересадили с упряжек на машины, построили больницы, библиотеки, клубы, переселили из чумов, провели в дома свет и газ. Но относились к ним снисходительно, если не пренебрежительно.

— У вашего героя фамилия Чурка. Был реальный прототип?

— Да, он жил на заливе Счастья и не собирался менять фамилию. Чурка — и Чурка. Мы были не самые жесткие конкистадоры. Русские вообще сострадательны и толерантны. Но, знаете, когда говорят: «Я, писатель, хочу подтянуть читателя до своего уровня», — это чушь собачья! Наоборот, читатель подтягивает тебя до своего уровня.

Читатель подтягивает писателя до своего уровня, а не наоборот, убежден Куприянов

Так и эти люди — они чувствуют законы мироздания лучше, чем мы. Я с седьмого класса записывал сказки нивхов — они, дети природы, давали нам фору во многом: в музыке, в пении, в стихах. Нивх садится в лодку и поет — какие там образы и краски, многие наши поэты отдыхают. Что получилось из попытки их «цивилизовать», мы знаем. Весь Север завален ржавым железом — если по тундре пойдет гусеничный вездеход, почва 30 лет не восстанавливается, это хрупкий карст... Северные народы спиваются у нас на глазах, у них же нет фермента, расщепляющего алкоголь. Не говоря уж о болезнях.

Так не только у нас — во всем мире. Что делается с индейцами, эскимосами! Или с айнами в Японии, которые потеряли язык, письменность, народные промыслы — а ведь это величайшая культура, со своими традициями ковки, лепки из глины, вышивок, орнаментов, и вот она вымирает. Хорошо, что наше государство наконец-то увидело проблему. Надеюсь, вновь появятся этнографы, которые будут записывать традиции и сказки малых народов, как это было в советское время. Иначе все уйдет, канет безвозвратно. Включая сакральный Медвежий праздник, который описан в моей повести «Черный бельчик». Мне кажется, я один из последних, кто его застал.

— Сейчас модны шаманские практики, недавно меня даже приглашали на семинар по путешествию в Срединный и Верхний мир. Вела русская девушка-журналистка. Это вообще не опасно?

— Конечно, опасно. Я видел шаманов, участвовал в камланиях. Если просто так, без оглядки, начать это практиковать, то и до шизотипического расстройства недалеко. Шаманом нельзя стать только потому, что это модно или просто захотелось. Это родовое занятие, человек им «заболевает». То, как они разговаривают с духами, выходят в тонкие миры, — малоизученное явление, равно как действие всех используемых ими трав, настоев.

— В вашей книге чувствуется влияние Виктора Астафьева. Читала и прямо-таки вспоминала его «Царь-рыбу». Считаете ли его своим другом, учителем? Расскажите о вашем знакомстве.

— Друг и учитель — громко сказано. Мы познакомились во время одной из моих рабочих поездок. На тот момент я работал в «Собеседнике», с группой чешских журналистов, снимавших сплав по Енисею, мы заехали к Астафьеву в Овсянку. Сидели за столом, бражничали. Виктор Петрович стал расспрашивать — он действительно интересовался людьми. И когда я рассказал про своего деда-каторжанина, который сбежал с Сахалина, про маму-учительницу и отца-мичмана, он как-то проникся ко мне и стал называть на деревенский манер Шуркой. «Шурка, -говорит, — ты чего-то пишешь?» Я сказал: да, есть повесть. На самом деле писал я давно, а стихи даже печатал, но своим продвижением не занимался. Астафьев попросил прислать повесть. Прочитал ее, вернул с кучей пометок и снова пригласил к себе. Сказал: а теперь садись и по-настоящему работай, писательство — это большой труд...

Ту повесть я через 25 лет переписал, так появился роман «Жук золотой», который номинировался на «Русский Букер». Астафьев был первым большим писателем, который меня благословил. Потом подхватили Юрий Поляков и Юрий Козлов: в литературном мире очень важны соратники, один в поле не воин. Если говорить об учителях, для меня это еще и Юрий Нагибин. В конце своей жизни он написал вещи мирового уровня — «Тьма в конце тоннеля», «Золотая моя теща», «Дафнис и Хлоя». Несправедливо, что его сейчас мало помнят. Но уж такая штука писательство, сложная.

— Чувствуете удовлетворение от презентаций, продаж, экранизаций, премий?

— Это хорошо, но, по Евгению Шварцу, сказать «я — писатель» — все равно что сказать «я красавец». Кто писатель, а кто нет, определяет время. И, кстати, какой именно писатель — тоже. Есть писатели-пророки, как Толстой и Достоевский, есть писатели-рассказчики, как Чехов и Довлатов. Первые двое отвечали на вопрос, как надо жить, вторые — о том, как люди живут здесь и сейчас, в выхваченном ими отрезке времени. Глупо и пафосно звучит — «я пишу для молодежи», «для сорокалетних». Мы толком не знаем, кто наш читатель. Я пишу для своих друзей и близких. Для самого себя.

— Вы начинали в советской прессе, стояли у истоков новой российской журналистики, были собкором в Лондоне, учились там медиаменеджменту, запускали «Экспресс-газету» и «Столичную вечернюю». Что такое сегодня журналистское дело, нужны ли еще умные, экспертные СМИ?

— Журналистика изменилась коренным образом, и в этом тоже виноват прогресс. Сейчас можно не ходить на интервью, а прислать вопросы по электронной почте — правда, это уже совсем другой жанр.

Настоящее интервью — только живьем, без всякого онлайна

В традиционной беседе вы смотрите, как себя ведет интервьюируемый, что он пьет — чай или водочку, как улыбается, замкнут или открыт. Теперь это все стало ненужным. Мои сотрудники иногда говорят: Александр Иванович, а что вы ругаетесь, у меня целых два дозвона: Этот «дозвон» (профессионалам-экспертам. — «Труд») стал мерилом журналистики. Технологии принесли ряд удобств — в аэропорту случился пожар, мои корреспонденты уже там, сняли на телефон видео, прислали. Здорово!

Капитана команды не всегда видно со стороны, но он обязательно в ее центре

Но журналистика участия, журналистика коммуникации пропадает. Вторая беда — это падение интеллекта и кругозора. Советские классики обладали широчайшим кругозором: они разбирались в театре, литературе, психологии, а иногда даже в химии и коневодстве. Мне говорят, это поверхностные знания. Да, журналист — всезнайка, но не невежда. Сейчас некоторые журналисты настолько «узкоспециализированные профи», что даже не знают, кто написал «Я помню чудное мгновенье». Но я почему-то верю, что времена интеллектуальных СМИ еще вернутся.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6043
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4564
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....