- Анатолий Ошерович, понятно, что название вашего нынешнего коллектива пришло из одноименного фильма Карена Шахназарова, к которому вы писали музыку.
- Не скрою, это моя самая любимая киноработа. А всего с Шахназаровым за более чем двадцатилетнее знакомство мы сделали шесть фильмов. Среди них - "Зимний вечер в Гаграх", "Сны", "Американская дочь", "День полнолуния", "Яды"...
- Герои картины "Мы из джаза" имеют реальных прототипов?
- Наш фильм - не цитата из жизни. Это своеобразный психологический срез того времени, судьбы пионеров джаза...
- Есть мнение, что джаз, как и опера, отмирает. Вы с этим хотели бы поспорить?
- Тут и спорить нечего. Джаз, как и опера, умереть не может, как не может умереть природа. Другое дело, он может видоизменяться...
- Но критики этого вида искусства сравнивают порой джазистов с кинодеятелями, которые настолько увлечены созданием фильмов для элиты, что им совсем не важно, станет ли смотреть их творения массовый зритель...
- Это не так. Джаз - демократичное искусство, он существует для народа, постоянно развивается, и не беда, если музыканты увлечены созданием современных ритмов. Стояние на месте здесь смерти подобно... На мой взгляд, музыкальная классика многое потеряла из-за того, что длительное время считалось: у нас, кроме музыки Чайковского и Мусоргского, ничего нет и быть не может.
- Если обратиться к тому, что мы видим сегодня на концертах отечественной эстрады, то создается впечатление: оркестр становится анахронизмом. Зрители уже приучены к тому, что певец вполне может обойтись без "живого" аккомпанемента. Вас как дирижера это не пугает?
- Пугает, и не только меня. Певец на громадной сцене, поющий под "фанеру", - нонсенс. Это все равно, что вам предложили буханку хлеба, испеченную из опилок. Я поддерживаю Кобзона, который вот уже много лет безуспешно пытается через Госдуму решить вопрос об ограничении "фанеры".
- Вы автор многих известных мелодий. Поделитесь тайной их создания.
- Никакой тайны нет. Любое мое сочинение - явление ассоциативное. Появление темы я мог бы сравнить с бликом, который внезапно тебя озаряет. Дальше - дело техники: успеть "поймать" этот блик, положить это на ноты...