Главная Культура 00:01 05 Апреля 2024 5124
Александр Самойленко: Моего героя погубили золото и женщина

Знаменитый актер – о мечте, на пути к которой не надо бояться потерь

Анна Чепурнова
Герой Александра Самойленко привык в главном рассчитывать только на себя. Фото предоставлены агентством «КиноБюро»

На киноэкранах страны — приключенческий экшен «Золото Умальты» режиссера Андрея Богатырева. Действие происходит в начале ХХ века в Хабаровском крае, где у владельца прииска Леонтия Булыгина похищают ни много ни мало — 40 пудов (655 кг!) золота. Хозяин отправляется на поиски, собрав команду бывалых и отчаянных людей. Сценарий, в основу которого легла реальная история, написала петербургская писательница Ольга Погодина-Кузмина. Главного героя сыграл Александр Самойленко. Актер и сам не чужд предпринимательству — одно время на пару с Максимом Сухановым владел несколькими ресторанами. Но в общении мало похож на своего хмурого персонажа, буквально заражая собеседника позитивом. Тем более что и повод для праздничного настроения в эти дни совершенно особый — только что популярный артист отметил 60-летие.

— Александр, что вам все-таки близко в Булыгине?

— В первую очередь то, что он человек честный и богатство свое, золото, добыл на своем прииске, никого не обворовав и не ограбив. А потом вдруг стал жертвой лихих людей. Все это происходит в страшном 1917‑м, когда сами основы прежней жизни рушатся и перестают действовать законы. Защитить себя и свои права человек может только сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Вот Булыгин и попытался это сделать... Мне было интересно сыграть героя, жившего в тяжелые переломные годы, когда земля уходила из-под ног. Раньше у меня подобного опыта не было.

— Как думаете, будь у сюжета другая развязка, что стало бы с Леонтием после нэпа?

— Я играл человека, для которого предпринимательство — дело всей жизни, другого он не представлял. Как мне кажется, Булыгин, скорее всего, бежал бы в Америку, технологиями которой так восхищался. А если бы по каким-то причинам и остался в СССР, его бы посадили, извели. Хотя кто знает, повороты судьбы бывают причудливы.

— А в вашей жизни случались потери, похожие на понесенную Булыгиным?

— Как, вероятно, любой человек, много лет занимающийся бизнесом, я в разное время лишался больших сумм денег, но, в отличие от моего героя, особо не зацикливался на этом и просто шел дальше. А впоследствии обнаружил интересную закономерность: чем больше от меня уходит, тем больше я потом зарабатываю. Не знаю, может, у кого-то все иначе, но в моей жизни такое положение дел — аксиома, ее даже доказывать не надо.

— То есть в судьбе Булыгина роковую роль сыграла жадность?

— Его погубили золото и женщина, это довольно распространенная история. Тяга к сокровищам заглушила предпринимательское чутье и здравый смысл, подсказывающий: порой надо уметь расставаться с деньгами, если не хочешь потерять большее, иногда саму жизнь. И своей подруге Соне (ее сыграла Софья Эрнст. — «Труд-7») Леонтий излишне доверился. Хотя изначально правильно понимал ее сущность. Потерял бдительность, захотел женского участия, а та его обманула. Когда-то, вероятно, мой герой и сам был с Соней груб, но не придал этому значения. Все дело в том, что в нашем фильме нет однозначно плохих и хороших людей, и как раз этим он мне нравится.

— Съемки приключенческой картины наверняка не обошлись без приключений?

— Ну все-таки кино и работа над ним — не одно и то же. Конечно, было нелегко добираться в такие уголки, куда дорог вообще нет. Случалось, километр от трассы до съемочной площадки преодолевали по колдобинам чуть ли не час. Но при этом красота вокруг изумительная. Мы снимали под Выборгом и в Карелии, где художники выбрали для нас наиболее видовые места. Так что воспоминания о съемках у меня остались самые романтические, да и команда у нас была замечательная.

С режиссером картины Андреем Богатыревым

— Вы как-то сказали, что часто играете олигархов, но не очень-то любите это делать. Почему?

— Потому что в нашем кино выработался шаблонный образ богатого человека — распущенного, грубого, постоянно на кого-то орущего. Считается, что зрителю хочется видеть олигархов именно такими. Режиссеры даже бывают недовольны, если я пытаюсь сделать этот образ более объемным. А вот отчего меня часто приглашают на подобные роли, я сам не знаю. Может, на лице написано, что я небедный человек?

— А с реальными олигархами вам приходилось встречаться?

— Конечно. И они вообще не похожи на тех типов, что кочуют из фильма в фильм. Года два назад я общался с Михаилом Фридманом, это потрясающего ума человек, простой в общении и аскетичный в быту при всех своих миллиардах.

В создании образа мелочей не бывает

— Приключенческий жанр вам близок?

— С самого детства! В главных героев «Трех мушкетеров» я был просто влюблен. В восторг приводил и роман «Старая крепость» Владимира Беляева, где рассказывалось о приключениях мальчишек в самом начале ХХ века. И детективы я любил. Кстати, именно с их помощью папа приучал меня к чтению и, мне кажется, поступал очень правильно. Привычка воображать себя в роли тех или иных персонажей, наверное, и стала причиной того, что я очень рано попал в театральную студию.

— Стало быть, мечты детства сбылись?

— Да, считаю себя счастливым человеком — занимаюсь профессией, которую люблю и до сих пор не разочаровался в ней. Другое дело, что я не сыграл и трети того, что хотел, многие роли мне уже недоступны в силу возраста. Но все равно испытываю глубокую привязанность к кино и театру.

— Если бы можно было вернуться в прошлое, какой совет вы бы дали себе юному?

— Быть проницательнее. Видеть, кто из людей способен на предательство — именно этой бедой в большей степени, чем радостями, отмечаются значимые вехи нашей жизни. Удивительно, но замечаю, что с возрастом разбираться в людях стало не легче, а сложнее. После 50 я вообще перестал многих из них понимать, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот.

— На прошлой неделе вам исполнилось 60. Как вы отнеслись к этому событию?

— Честно говоря, в эту цифру просто не верится, годы пролетели так быстро!

— Ну выглядите вы лет на 10 моложе, это, поверьте, не дежурный комплимент.

— Спасибо за добрые слова. Думаю, все могло быть иначе, если бы я вовремя не бросил пить. Действительно, сейчас на 60 себя не чувствую, в душе мне максимум 45. Хотя физически возраст иногда дает о себе знать скрипом суставов, по утрам не так легко вставать, требуется разминка. Но жизнь все равно прекрасна. Помню, накануне 50-летия думал: ну все, это уже та черта, когда все хорошее остается позади. А потом время шло, и ничего страшного не происходило. Надеюсь, так будет и сейчас. Наблюдаю за Сережей Шакуровым, которому 82 года, — вот где сила! По-моему, он до сих пор кульбит сделать может. Великолепная физическая подготовка.

— А вы со спортом дружите?

— Не назвал бы себя его фанатом, хотя в свое время занимался фехтованием. Теперь вот смотрю телетрансляции турниров по снукеру, сам в бильярд играю. А тяжелые физические нагрузки мне противопоказаны.

— Возраст — это ведь и опыт?

— Его, конечно, прибавилось: когда появляюсь перед камерой, не дрожу. А и такое бывало. Вспомнить хотя бы мой самый первый крошечный эпизод в «Забытой мелодии для флейты», где я играл шантажиста, прикидывающегося дружинником. Когда пришел на озвучание, Рязанов встретил меня в студии «Мосфильма» словами: «Ну входи, вампир!» Спрашиваю, почему он так меня назвал. И слышу: «Посмотри на себя сам». На экране я увидел себя стоящим в диком зажиме, с вытаращенными глазами, даже повернуться от страха не могу.

— Какие моменты в вашем творчестве считаете переломными?

— Их было два. После того как я долго работал не по специальности, мой лучший друг Максик Суханов затащил меня в Московский драматический театр имени Станиславского, где ставил спектакли его любимый режиссер Владимир Мирзоев, и меня приняли в труппу. Затем в одной из постановок меня увидел Дима Харатьян. Я ему понравился, и он привел меня в сериал «Маросейка, 12», в котором работал сам. Так, с 1999 года, я начал регулярно сниматься в кино. Максима и Диму считаю своими крестными в профессии и всегда буду им благодарен, это очень близкие мне люди.

— Недостатка в работе вы сейчас не испытываете. Но, может быть, есть особо желанные роли, которые еще никто вам не предлагал?

— Меня всегда манил Сирано де Бержерак. Теоретически сыграть его можно и сейчас, но это будет уже человек в годах, совсем не тот, кого я себе представлял в юности. Зато недавно я попросил взять меня на роль Клавдия в «Гамлете» — Антон Яковлев начинает репетировать его в «Ленкоме». Мне кажется, в мировой драматургии это одна из самых интересных ролей. Помню Витю Проскурина в образе Клавдия в Театре Антона Чехова — грандиозный был артист, увы, не сыгравший и половины того, чего ему следовало бы.

«В цифру 60 мне просто не верится». Фото Ксении Угольниковой

— А если выйти за рамки профессии, чего вы сами себе пожелали бы на юбилей?

— Спокойствия, свободы от страстей. Моя голубая мечта — жить на берегу моря, никуда не торопиться, предаваться созерцанию природы. В Москве это совершенно невозможно. Но и на покой мне уходить рановато, так что сбудется ли мое желание когда-нибудь, остается только догадываться.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9353
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7054
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?