Главная Культура 00:01 05 Апреля 2024 5310
Александр Самойленко: Моего героя погубили золото и женщина

Знаменитый актер – о мечте, на пути к которой не надо бояться потерь

Анна Чепурнова
Герой Александра Самойленко привык в главном рассчитывать только на себя. Фото предоставлены агентством «КиноБюро»

На киноэкранах страны — приключенческий экшен «Золото Умальты» режиссера Андрея Богатырева. Действие происходит в начале ХХ века в Хабаровском крае, где у владельца прииска Леонтия Булыгина похищают ни много ни мало — 40 пудов (655 кг!) золота. Хозяин отправляется на поиски, собрав команду бывалых и отчаянных людей. Сценарий, в основу которого легла реальная история, написала петербургская писательница Ольга Погодина-Кузмина. Главного героя сыграл Александр Самойленко. Актер и сам не чужд предпринимательству — одно время на пару с Максимом Сухановым владел несколькими ресторанами. Но в общении мало похож на своего хмурого персонажа, буквально заражая собеседника позитивом. Тем более что и повод для праздничного настроения в эти дни совершенно особый — только что популярный артист отметил 60-летие.

— Александр, что вам все-таки близко в Булыгине?

— В первую очередь то, что он человек честный и богатство свое, золото, добыл на своем прииске, никого не обворовав и не ограбив. А потом вдруг стал жертвой лихих людей. Все это происходит в страшном 1917‑м, когда сами основы прежней жизни рушатся и перестают действовать законы. Защитить себя и свои права человек может только сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Вот Булыгин и попытался это сделать... Мне было интересно сыграть героя, жившего в тяжелые переломные годы, когда земля уходила из-под ног. Раньше у меня подобного опыта не было.

— Как думаете, будь у сюжета другая развязка, что стало бы с Леонтием после нэпа?

— Я играл человека, для которого предпринимательство — дело всей жизни, другого он не представлял. Как мне кажется, Булыгин, скорее всего, бежал бы в Америку, технологиями которой так восхищался. А если бы по каким-то причинам и остался в СССР, его бы посадили, извели. Хотя кто знает, повороты судьбы бывают причудливы.

— А в вашей жизни случались потери, похожие на понесенную Булыгиным?

— Как, вероятно, любой человек, много лет занимающийся бизнесом, я в разное время лишался больших сумм денег, но, в отличие от моего героя, особо не зацикливался на этом и просто шел дальше. А впоследствии обнаружил интересную закономерность: чем больше от меня уходит, тем больше я потом зарабатываю. Не знаю, может, у кого-то все иначе, но в моей жизни такое положение дел — аксиома, ее даже доказывать не надо.

— То есть в судьбе Булыгина роковую роль сыграла жадность?

— Его погубили золото и женщина, это довольно распространенная история. Тяга к сокровищам заглушила предпринимательское чутье и здравый смысл, подсказывающий: порой надо уметь расставаться с деньгами, если не хочешь потерять большее, иногда саму жизнь. И своей подруге Соне (ее сыграла Софья Эрнст. — «Труд-7») Леонтий излишне доверился. Хотя изначально правильно понимал ее сущность. Потерял бдительность, захотел женского участия, а та его обманула. Когда-то, вероятно, мой герой и сам был с Соней груб, но не придал этому значения. Все дело в том, что в нашем фильме нет однозначно плохих и хороших людей, и как раз этим он мне нравится.

— Съемки приключенческой картины наверняка не обошлись без приключений?

— Ну все-таки кино и работа над ним — не одно и то же. Конечно, было нелегко добираться в такие уголки, куда дорог вообще нет. Случалось, километр от трассы до съемочной площадки преодолевали по колдобинам чуть ли не час. Но при этом красота вокруг изумительная. Мы снимали под Выборгом и в Карелии, где художники выбрали для нас наиболее видовые места. Так что воспоминания о съемках у меня остались самые романтические, да и команда у нас была замечательная.

С режиссером картины Андреем Богатыревым

— Вы как-то сказали, что часто играете олигархов, но не очень-то любите это делать. Почему?

— Потому что в нашем кино выработался шаблонный образ богатого человека — распущенного, грубого, постоянно на кого-то орущего. Считается, что зрителю хочется видеть олигархов именно такими. Режиссеры даже бывают недовольны, если я пытаюсь сделать этот образ более объемным. А вот отчего меня часто приглашают на подобные роли, я сам не знаю. Может, на лице написано, что я небедный человек?

— А с реальными олигархами вам приходилось встречаться?

— Конечно. И они вообще не похожи на тех типов, что кочуют из фильма в фильм. Года два назад я общался с Михаилом Фридманом, это потрясающего ума человек, простой в общении и аскетичный в быту при всех своих миллиардах.

В создании образа мелочей не бывает

— Приключенческий жанр вам близок?

— С самого детства! В главных героев «Трех мушкетеров» я был просто влюблен. В восторг приводил и роман «Старая крепость» Владимира Беляева, где рассказывалось о приключениях мальчишек в самом начале ХХ века. И детективы я любил. Кстати, именно с их помощью папа приучал меня к чтению и, мне кажется, поступал очень правильно. Привычка воображать себя в роли тех или иных персонажей, наверное, и стала причиной того, что я очень рано попал в театральную студию.

— Стало быть, мечты детства сбылись?

— Да, считаю себя счастливым человеком — занимаюсь профессией, которую люблю и до сих пор не разочаровался в ней. Другое дело, что я не сыграл и трети того, что хотел, многие роли мне уже недоступны в силу возраста. Но все равно испытываю глубокую привязанность к кино и театру.

— Если бы можно было вернуться в прошлое, какой совет вы бы дали себе юному?

— Быть проницательнее. Видеть, кто из людей способен на предательство — именно этой бедой в большей степени, чем радостями, отмечаются значимые вехи нашей жизни. Удивительно, но замечаю, что с возрастом разбираться в людях стало не легче, а сложнее. После 50 я вообще перестал многих из них понимать, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот.

— На прошлой неделе вам исполнилось 60. Как вы отнеслись к этому событию?

— Честно говоря, в эту цифру просто не верится, годы пролетели так быстро!

— Ну выглядите вы лет на 10 моложе, это, поверьте, не дежурный комплимент.

— Спасибо за добрые слова. Думаю, все могло быть иначе, если бы я вовремя не бросил пить. Действительно, сейчас на 60 себя не чувствую, в душе мне максимум 45. Хотя физически возраст иногда дает о себе знать скрипом суставов, по утрам не так легко вставать, требуется разминка. Но жизнь все равно прекрасна. Помню, накануне 50-летия думал: ну все, это уже та черта, когда все хорошее остается позади. А потом время шло, и ничего страшного не происходило. Надеюсь, так будет и сейчас. Наблюдаю за Сережей Шакуровым, которому 82 года, — вот где сила! По-моему, он до сих пор кульбит сделать может. Великолепная физическая подготовка.

— А вы со спортом дружите?

— Не назвал бы себя его фанатом, хотя в свое время занимался фехтованием. Теперь вот смотрю телетрансляции турниров по снукеру, сам в бильярд играю. А тяжелые физические нагрузки мне противопоказаны.

— Возраст — это ведь и опыт?

— Его, конечно, прибавилось: когда появляюсь перед камерой, не дрожу. А и такое бывало. Вспомнить хотя бы мой самый первый крошечный эпизод в «Забытой мелодии для флейты», где я играл шантажиста, прикидывающегося дружинником. Когда пришел на озвучание, Рязанов встретил меня в студии «Мосфильма» словами: «Ну входи, вампир!» Спрашиваю, почему он так меня назвал. И слышу: «Посмотри на себя сам». На экране я увидел себя стоящим в диком зажиме, с вытаращенными глазами, даже повернуться от страха не могу.

— Какие моменты в вашем творчестве считаете переломными?

— Их было два. После того как я долго работал не по специальности, мой лучший друг Максик Суханов затащил меня в Московский драматический театр имени Станиславского, где ставил спектакли его любимый режиссер Владимир Мирзоев, и меня приняли в труппу. Затем в одной из постановок меня увидел Дима Харатьян. Я ему понравился, и он привел меня в сериал «Маросейка, 12», в котором работал сам. Так, с 1999 года, я начал регулярно сниматься в кино. Максима и Диму считаю своими крестными в профессии и всегда буду им благодарен, это очень близкие мне люди.

— Недостатка в работе вы сейчас не испытываете. Но, может быть, есть особо желанные роли, которые еще никто вам не предлагал?

— Меня всегда манил Сирано де Бержерак. Теоретически сыграть его можно и сейчас, но это будет уже человек в годах, совсем не тот, кого я себе представлял в юности. Зато недавно я попросил взять меня на роль Клавдия в «Гамлете» — Антон Яковлев начинает репетировать его в «Ленкоме». Мне кажется, в мировой драматургии это одна из самых интересных ролей. Помню Витю Проскурина в образе Клавдия в Театре Антона Чехова — грандиозный был артист, увы, не сыгравший и половины того, чего ему следовало бы.

«В цифру 60 мне просто не верится». Фото Ксении Угольниковой

— А если выйти за рамки профессии, чего вы сами себе пожелали бы на юбилей?

— Спокойствия, свободы от страстей. Моя голубая мечта — жить на берегу моря, никуда не торопиться, предаваться созерцанию природы. В Москве это совершенно невозможно. Но и на покой мне уходить рановато, так что сбудется ли мое желание когда-нибудь, остается только догадываться.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6242
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6008
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4489
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...