На киноэкранах страны — приключенческий экшен «Золото Умальты» режиссера Андрея Богатырева. Действие происходит в начале ХХ века в Хабаровском крае, где у владельца прииска Леонтия Булыгина похищают ни много ни мало — 40 пудов (655 кг!) золота. Хозяин отправляется на поиски, собрав команду бывалых и отчаянных людей. Сценарий, в основу которого легла реальная история, написала петербургская писательница Ольга Погодина-Кузмина. Главного героя сыграл Александр Самойленко. Актер и сам не чужд предпринимательству — одно время на пару с Максимом Сухановым владел несколькими ресторанами. Но в общении мало похож на своего хмурого персонажа, буквально заражая собеседника позитивом. Тем более что и повод для праздничного настроения в эти дни совершенно особый — только что популярный артист отметил 60-летие.
— Александр, что вам все-таки близко в Булыгине?
— В первую очередь то, что он человек честный и богатство свое, золото, добыл на своем прииске, никого не обворовав и не ограбив. А потом вдруг стал жертвой лихих людей. Все это происходит в страшном 1917‑м, когда сами основы прежней жизни рушатся и перестают действовать законы. Защитить себя и свои права человек может только сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Вот Булыгин и попытался это сделать... Мне было интересно сыграть героя, жившего в тяжелые переломные годы, когда земля уходила из-под ног. Раньше у меня подобного опыта не было.
— Как думаете, будь у сюжета другая развязка, что стало бы с Леонтием после нэпа?
— Я играл человека, для которого предпринимательство — дело всей жизни, другого он не представлял. Как мне кажется, Булыгин, скорее всего, бежал бы в Америку, технологиями которой так восхищался. А если бы по каким-то причинам и остался в СССР, его бы посадили, извели. Хотя кто знает, повороты судьбы бывают причудливы.
— А в вашей жизни случались потери, похожие на понесенную Булыгиным?
— Как, вероятно, любой человек, много лет занимающийся бизнесом, я в разное время лишался больших сумм денег, но, в отличие от моего героя, особо не зацикливался на этом и просто шел дальше. А впоследствии обнаружил интересную закономерность: чем больше от меня уходит, тем больше я потом зарабатываю. Не знаю, может, у кого-то все иначе, но в моей жизни такое положение дел — аксиома, ее даже доказывать не надо.
— То есть в судьбе Булыгина роковую роль сыграла жадность?
— Его погубили золото и женщина, это довольно распространенная история. Тяга к сокровищам заглушила предпринимательское чутье и здравый смысл, подсказывающий: порой надо уметь расставаться с деньгами, если не хочешь потерять большее, иногда саму жизнь. И своей подруге Соне (ее сыграла Софья Эрнст. — «Труд-7») Леонтий излишне доверился. Хотя изначально правильно понимал ее сущность. Потерял бдительность, захотел женского участия, а та его обманула. Когда-то, вероятно, мой герой и сам был с Соней груб, но не придал этому значения. Все дело в том, что в нашем фильме нет однозначно плохих и хороших людей, и как раз этим он мне нравится.
— Съемки приключенческой картины наверняка не обошлись без приключений?
— Ну все-таки кино и работа над ним — не одно и то же. Конечно, было нелегко добираться в такие уголки, куда дорог вообще нет. Случалось, километр от трассы до съемочной площадки преодолевали по колдобинам чуть ли не час. Но при этом красота вокруг изумительная. Мы снимали под Выборгом и в Карелии, где художники выбрали для нас наиболее видовые места. Так что воспоминания о съемках у меня остались самые романтические, да и команда у нас была замечательная.
С режиссером картины Андреем Богатыревым
— Вы как-то сказали, что часто играете олигархов, но не очень-то любите это делать. Почему?
— Потому что в нашем кино выработался шаблонный образ богатого человека — распущенного, грубого, постоянно на кого-то орущего. Считается, что зрителю хочется видеть олигархов именно такими. Режиссеры даже бывают недовольны, если я пытаюсь сделать этот образ более объемным. А вот отчего меня часто приглашают на подобные роли, я сам не знаю. Может, на лице написано, что я небедный человек?
— А с реальными олигархами вам приходилось встречаться?
— Конечно. И они вообще не похожи на тех типов, что кочуют из фильма в фильм. Года два назад я общался с Михаилом Фридманом, это потрясающего ума человек, простой в общении и аскетичный в быту при всех своих миллиардах.
В создании образа мелочей не бывает
— Приключенческий жанр вам близок?
— С самого детства! В главных героев «Трех мушкетеров» я был просто влюблен. В восторг приводил и роман «Старая крепость» Владимира Беляева, где рассказывалось о приключениях мальчишек в самом начале ХХ века. И детективы я любил. Кстати, именно с их помощью папа приучал меня к чтению и, мне кажется, поступал очень правильно. Привычка воображать себя в роли тех или иных персонажей, наверное, и стала причиной того, что я очень рано попал в театральную студию.
— Стало быть, мечты детства сбылись?
— Да, считаю себя счастливым человеком — занимаюсь профессией, которую люблю и до сих пор не разочаровался в ней. Другое дело, что я не сыграл и трети того, что хотел, многие роли мне уже недоступны в силу возраста. Но все равно испытываю глубокую привязанность к кино и театру.
— Если бы можно было вернуться в прошлое, какой совет вы бы дали себе юному?
— Быть проницательнее. Видеть, кто из людей способен на предательство — именно этой бедой в большей степени, чем радостями, отмечаются значимые вехи нашей жизни. Удивительно, но замечаю, что с возрастом разбираться в людях стало не легче, а сложнее. После 50 я вообще перестал многих из них понимать, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот.
— На прошлой неделе вам исполнилось 60. Как вы отнеслись к этому событию?
— Честно говоря, в эту цифру просто не верится, годы пролетели так быстро!
— Ну выглядите вы лет на 10 моложе, это, поверьте, не дежурный комплимент.
— Спасибо за добрые слова. Думаю, все могло быть иначе, если бы я вовремя не бросил пить. Действительно, сейчас на 60 себя не чувствую, в душе мне максимум 45. Хотя физически возраст иногда дает о себе знать скрипом суставов, по утрам не так легко вставать, требуется разминка. Но жизнь все равно прекрасна. Помню, накануне 50-летия думал: ну все, это уже та черта, когда все хорошее остается позади. А потом время шло, и ничего страшного не происходило. Надеюсь, так будет и сейчас. Наблюдаю за Сережей Шакуровым, которому 82 года, — вот где сила! По-моему, он до сих пор кульбит сделать может. Великолепная физическая подготовка.
— А вы со спортом дружите?
— Не назвал бы себя его фанатом, хотя в свое время занимался фехтованием. Теперь вот смотрю телетрансляции турниров по снукеру, сам в бильярд играю. А тяжелые физические нагрузки мне противопоказаны.
— Возраст — это ведь и опыт?
— Его, конечно, прибавилось: когда появляюсь перед камерой, не дрожу. А и такое бывало. Вспомнить хотя бы мой самый первый крошечный эпизод в «Забытой мелодии для флейты», где я играл шантажиста, прикидывающегося дружинником. Когда пришел на озвучание, Рязанов встретил меня в студии «Мосфильма» словами: «Ну входи, вампир!» Спрашиваю, почему он так меня назвал. И слышу: «Посмотри на себя сам». На экране я увидел себя стоящим в диком зажиме, с вытаращенными глазами, даже повернуться от страха не могу.
— Какие моменты в вашем творчестве считаете переломными?
— Их было два. После того как я долго работал не по специальности, мой лучший друг Максик Суханов затащил меня в Московский драматический театр имени Станиславского, где ставил спектакли его любимый режиссер Владимир Мирзоев, и меня приняли в труппу. Затем в одной из постановок меня увидел Дима Харатьян. Я ему понравился, и он привел меня в сериал «Маросейка, 12», в котором работал сам. Так, с 1999 года, я начал регулярно сниматься в кино. Максима и Диму считаю своими крестными в профессии и всегда буду им благодарен, это очень близкие мне люди.
— Недостатка в работе вы сейчас не испытываете. Но, может быть, есть особо желанные роли, которые еще никто вам не предлагал?
— Меня всегда манил Сирано де Бержерак. Теоретически сыграть его можно и сейчас, но это будет уже человек в годах, совсем не тот, кого я себе представлял в юности. Зато недавно я попросил взять меня на роль Клавдия в «Гамлете» — Антон Яковлев начинает репетировать его в «Ленкоме». Мне кажется, в мировой драматургии это одна из самых интересных ролей. Помню Витю Проскурина в образе Клавдия в Театре Антона Чехова — грандиозный был артист, увы, не сыгравший и половины того, чего ему следовало бы.
«В цифру 60 мне просто не верится». Фото Ксении Угольниковой
— А если выйти за рамки профессии, чего вы сами себе пожелали бы на юбилей?
— Спокойствия, свободы от страстей. Моя голубая мечта — жить на берегу моря, никуда не торопиться, предаваться созерцанию природы. В Москве это совершенно невозможно. Но и на покой мне уходить рановато, так что сбудется ли мое желание когда-нибудь, остается только догадываться.