Одной из основополагающих целей, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году. Между тем падение реальных доходов россиян продолжается шестой год подряд. А экономическая и прежде всего фискальная политика правительства направлена в обратную сторону — на изъятие все большей части доходов населения в бюджет, который идет на содержание раздутого чиновничьего аппарата, реализацию сомнительных проектов и в немалой степени разворовывается через госзаказ и другие изощренные механизмы.
На выкачивание денег из карманов населения направлена и свежая новация — превращение пяти сборов в полноценные налоги: экологический, утилизационный, гостиничный (туристический) сбор, плата с большегрузов (система «Платон») и сбор с операторов сети связи общего пользования. Если сегодня не все участники рынка платят эти сборы, то налог платить обяжут всех. Или почти все. Бремя их через повышение цен на товары и услуги ляжет в конечном счете на потребителей. Вкупе с недавним повышением налога на добавленную стоимость (до 20%) это приведет к дальнейшему падению реальных доходов россиян.
С 2014 года они и без того упали почти на 11%. По итогам 2018 года 18,9 млн человек жили за чертой бедности — 12,9% от всего населения. Эксперты считают эти цифры заниженными вдвое. В начале нынешнего года реальные доходы снизились еще на 1,3% по сравнению с январем 2018-го. Это все официальные данные Росстата, которые после недавней смены руководства могут быть лишь приукрашены.
Но, согласно опубликованному 3 апреля опросу Росстата, трети населения не хватает средств хотя бы на две пары обуви в год, а 80% граждан не могут позволить себе самый минимальный набор товаров и услуг, чтобы поддержать цивилизованный уровень жизни. Каждая пятая семья (21%) экономит на фруктах и не приглашает гостей на семейные торжества — дни рождения, Новый год. А каждая десятая (11%) не покупает жизненно важные лекарства. Позволить себе разнообразить рацион мясом или рыбой хотя бы через день не могут 10% семей. Половина граждан России из-за нехватки средств проводят отпуск дома.
Такова картина, в корне отличающаяся от той, что нам время от времени рисуют министры во главе с Дмитрием Медведевым. Налицо деградация, а не прогресс. От зарплаты до зарплаты с трудом дотягивают полстраны. Но беда даже не в этом (преодоление трудностей — в традициях российской жизни), а в том, что политика выжимания соков из населения тянет нас в феодальное прошлое и противоречит элементарной экономической теории. В такой ситуации нет и не может быть шансов на развитие.
Это особенно видно, если бросить взгляд даже не на Запад (там уровень зарплат — не чета нашим), а на Восток. Как раз с 1 апреля в Китае был снижен НДС — с 16 до 13% (в России, напомню, НДС — 20%). Об этой мере было объявлено в начале марта, и наши соотечественники, находившиеся в то время в Пекине, своими глазами видели, как в магазинах тут же стали переписывать ценники в сторону понижения. Снижение НДС, по оценкам экспертов, сократит фискальную нагрузку в Китае на 1,5-2 трлн юаней (около 20 трлн рублей) ежегодно. Однако урезание НДС — лишь один из шагов масштабной налоговой реформы, призванной стимулировать развитие экономики и повысить уровень жизни населения КНР.
Так, 1 октября 2018 года Китай поднял порог освобождения от налога на доходы физических лиц с 3,5 тысячи юаней (примерно 35 тысяч рублей) в месяц до 5 тысяч юаней (примерно 50 тысяч рублей). За три месяца после введения новой меры снижение налогов составило 100 млрд юаней, более 70 млн граждан КНР оказались полностью освобождены от уплаты подоходного налога.
А всего в 2019-м Государственное налоговое управление КНР планирует ввести 22 меры по снижению налогов и сборов. Среди них и специальные налоговые вычеты. Они относятся к таким статьям расходов граждан, как образование детей, лечение серьезных заболеваний, образование взрослых, средства, идущие на оказание помощи пожилым людям, проценты по жилищным ссудам, арендная плата за жилье и другие.
И пару слов о пенсиях. Они, как известно, в России были проиндексированы 1 апреля на 2%. Но мало кто знает, что в КНР с начала текущего года среднемесячная выплата пенсионерам, которые работали на предприятиях, в государственных учреждениях и в непроизводственных учреждениях, была увеличена на 5%. Причем там это расценено как скромное повышение. Потому что с 2005-го по 2015-й Китай повышал пенсии минимум на 10% в год, а в 2016-м темпы снизились. Но, согласно официальным данным, с 2005-го по 2016-й среднемесячная пенсия работавшим на предприятиях пенсионерам выросла до 2,4 тысячи юаней (около 23 тысяч рублей по нынешнему курсу). Напомним: официально средняя пенсия в России — 14 тысяч рублей.
В результате такой многолетней политики, которая базируется на общем росте экономики КНР, ежегодно из-за черты бедности извлекаются 12-15 млн китайцев, которым к тому же дают не рыбу, а удочку — работу! В 2018-м численность малоимущего населения сократилась еще на 13,9 млн. А среднедушевые располагаемые доходы населения выросли на 6,5%.
Можно, конечно, поехидничать на тему достоверности китайской статистики, как это делают отечественные либералы. Но следует учесть, что в Китае за неточности, а тем более за невыполнение решений партии и главы КНР чиновники могут распрощаться не только с должностью, но и со свободой и даже с жизнью. Китайские туристы-пенсионеры, толпами гуляющие по Москве и Питеру, вам подтвердят правдивость этих строк.
Что касается отечественной статистики, то выдаваемые ею цифры вызывают недоумение разве что у кремлевских чиновников и членов правительства, витающих в небесах. А Росстату, несмотря на все усилия и стремления, приукрасить нашу действительность не под силу.