Он играл председателя реввоенсовета в спектакле "Бабий бунт". Пел о том, как его рубили шашками, как он истекал кровью. От его мощного баса трепетал весь зал. В том числе одна зрительница - директор Ростовского дворца бракосочетания Любовь Пузикова. После спектакля она разыскала обладателя редкого баса и предложила прийти к ней работать.
Так солист музыкального театра Борис Гусев стал первым в Ростове и вторым в России мужчиной - регистратором брака. Еще нет и года, как он приступил к своим новым обязанностям, а на его счету уже более 400 супружеских пар. Молодожены занимают к Гусеву очередь, так как считается, что союз, заключенный при его участии, будет особенно крепким. Руководство Ростовского музыкального театра смирилось, что Гусева приходится делить с загсом, и порой сам директор театра звонит ему на гастроли с просьбой вернуться к определенной дате, чтобы соединить судьбы важных людей.
Три года назад театр делил Гусева с другой "смежной" организацией - церковью. Ведь еще недавно он был отцом Борисом и пел в Ростовском кафедральном соборе. Впрочем, многие бывшие прихожане до сих пор так его и называют, пишут проникновенные письма в Ростовскую епархию и надеются, что когда-то снова услышат его молитвенные песнопения. Наверное, архиерейский протодиакон Гусев до сих пор совмещал бы служение Богу и театру, но епархиальные власти прервали его церковную карьеру и даже попытались лишить духовного сана. Однажды раздался телефонный звонок.
- С вами говорит секретарь владыки Пантелеймона Ростовского и Новочеркасского. Мы собираемся провести епархиальное собрание о снятии с вас сана. Как вы на это смотрите?
- Положительно, - спокойно ответил протодиакон. - Я думаю, это решение правильное и очень своевременное.
Его поставили перед жестоким выбором: или церковь, или театр.
Гусев мог бы обратиться к самому Алексию II - они были знакомы. Однажды в 1999 году Борис служил вместе с ним в храме.
- Алексий II был поистине неземным человеком. Телеэкран не в состоянии передать всю мощь энергетики, которая исходила от него даже тогда, когда он молчал, - говорит Гусев.
Но Борис не стал использовать свои связи. Никто не властен лишить его сана и веры в Бога. Тогда, в 2002 году, отец Борис выбрал театр. А сегодня его зовут обратно - прихожане и своды Ростовского кафедрального собора соскучились по его красивому голосу.
Желание петь возникло у Гусева довольно поздно - в 13 лет. Борис родился в Гудермесе - не самое удачное место для начала музыкальной карьеры. Однажды его вместе с классом повезли в Грозный - в театр. Потрясение от увиденного и услышанного было таким сильным, что Борис проплакал за колонной все то время, пока его одноклассники дурачились и ели пирожные в театральном буфете. Он вдруг страстно захотел научиться нотной грамоте, но ему было стыдно идти в музыкальную школу наравне с первоклашками. Зато в консерваторию он поступил в возрасте Христа - в 33 года - и тогда уже совершенно ничего не стеснялся. Когда кто-то из консерваторских преподавателей заявил: "Не поздновато ли вы учиться решили?", он снисходительно ответил: "Известно, что настоящий бас начинает звучать только в 45 лет". Гусев набрал на экзамене максимальное количество баллов. Увидев себя в списке зачисленных, двухметровый красавец снова расплакался.
Учась в консерватории, Борис вовсе не мечтал об опере - все его помыслы были направлены в сторону церкви. Но однажды ему передали записку от художественного руководителя музтеатра Вячеслава Кущева. Он сразу же предложил протодиакону роль Малюты Скуратова в "Царской невесте".
- Как я, священнослужитель, могу играть кровопийцу Скуратова?! - возмутился Гусев.
Но все-таки решился и сыграл. Недавно в этом образе ростовский бас покорил английскую публику на гастролях в Лондоне.
- Нет более целомудренных профессий, чем певец и монах, - теперь уверяет Гусев. - Если, конечно, монах - это профессия:
Музыкой он бредил всегда. Даже когда еще учился в лесотехническом училище.
- Учусь, слушаю свое сердце и понимаю, что хочу петь в: церковном хоре. Бросаю институт, поступаю в семинарию, безвылазно нахожусь в церкви, слушаю, как поют, но не могу произнести даже "Господи, помилуй". Простоял три месяца на клиросе, и все стало получаться. Меня пригласили в Никольскую церковь на зарплату 120 рублей.
Вскоре довольствие Бориса выросло до 300 рублей, и он стал самым высокооплачиваемым церковным певчим Воронежа. Он заменял сразу шестерых - настолько у него богатая палитра голоса. Однажды на службу в Никольский храм пришел митрополит Николай Нижегородский. Он был сражен силой и красотой голоса Гусева и пригласил его в Нижний Новгород. Этот митрополит и рукоположил Бориса в сан протодиакона. Он хотел, чтобы обладатель уникального голоса навсегда остался в Нижнем, и даже не поскупился на щедрый подарок - собственный дом.
Но северный климат Борису не подходил, да и все храмы города были тесны для его баса. Знакомые рассказали ему, что в южном городке Новочеркасске есть огромный Вознесенский кафедральный войсковой собор. Гусев продал дом в Нижнем Новгороде, вернул деньги митрополиту Николаю и, как тот ни уговаривал его остаться, уехал. А оттуда его уже забрали в главный собор Ростовской области. Прихожане любили его беззаветно. Он всегда был остер на язык, писал эпиграммы (да и сейчас иногда пишет), бывало даже с нецензурными словечками.
Сегодня он регистрирует браки в загсе. В свои 42 года не был женат ни разу. Говорит, что не встретил еще свою половинку.
- Я не раз бывал на торжественных регистрациях брака, и меня всегда коробило ощущение конвейера. Мне вручили текст, и я сразу изменил его под себя. Я и в театре часто слова переставляю, чтобы сделать монолог более убедительным. Режиссеры пару недель ершатся, но потом, как правило, соглашаются со мной.
Торжественная регистрация брака длится всего 10 минут. Гусев всегда видит, сколько продержится брак.
- Бывают пары как единый организм - с одним сердцем на двоих. Они друг о друге не могут говорить без слез, потому что выстрадали свою любовь.
- А невесты в вас не влюбляются?
- Однажды у одной невесты запачкалось платье, а у меня были салфетки, я наклонился и почистил его. Девушка так прониклась моим поступком, что заявила: "А не совершаю ли я ошибку, выходя замуж?" Надеялась, что я ее прямо из загса от жениха уведу.
Отец Борис, а точнее, регистратор (какое казенное слово!) производит на ростовских молодоженов такое сильное впечатление, что они не могут его забыть, звонят ему, поздравляют с праздниками, просят совета. Он проводит их на свои спектакли в театр. Нередко пары просят его провести свадебное торжество полностью, и он один семь часов кряду работает с десятками людей, не выпив и рюмки водки. Трезвый тамада - это уже само по себе ноу-хау!
- Главное, что я живу в ладу с самим собой и Богом. Мечты? Мечтаю исполнить партию Мефистофеля. Кто сыграет демона лучше, чем отец Борис?! - заключает Гусев и громко смеется.
Чем ледянее регистрация, тем слаще союз