- Евгений Иванович, сейчас хоть ситуация иная? Вы тогда с отчаянием доказывали: кто что читает, тот так и голосует.
- Многие меня поправляют: кто что смотрит, так и голосует. А я все-таки убежден, что главное - что люди читают или не читают и как реализуется их конституционное право на получение качественной и своевременной информации. И это проблема всего общества и всех ветвей власти, а не только библиотекарей - они-то проявляют чудеса изобретательности.
Несколько дней назад я вернулся из Рязани. Там в областной библиотеке открыли общедоступный центр правовой информации - все законодательство России в электронном виде. А сейчас открывают и центр по внешнеэкономическим связям. Представляете, прогресс? Без труда и блата можно узнать в областной библиотеке, что и как лучше продать и купить.
- Неужели мы дожили до тех времен, от которых дух захватывает?
- Дожили. Но далеко не все. Сегодня библиотеки, как и люди, живут по-разному. Объединяет их лишь то, что два раза в году они переживают "битву за урожай" - борются за выделение денег на подписку и на комплектование. И тут очень многое зависит от местных администраций.
- Вы даже попробовали повлиять на губернаторов, добившись слушания вопроса в Совете Федерации...
- Да, было такое, хотя для читателей после этого мало что изменилось. Денег у библиотек больше не стало. Поэтому я и сегодня привожу в пример Камчатку, где на тысячу жителей библиотеки приобретают в год около 500 новых изданий (рекомендация ЮНЕСКО - 250), или Карелию - 375. А в Курской области - 37, Пензенской - 28, в Дагестане - 20. Неудивительно, что на Камчатке люди думают примерно так же, как в Москве, а в Дагестане совсем по-другому...
Невозможно сохранить территориальную целостность России, не сохранив единое информационное пространство. Не вписалась в свободный рынок старая советская сеть книжной торговли, разрушилась, новая только формируется, поэтому есть регионы (их много!), где невозможно купить почти ни одной умной книжки, изданной в Москве и Петербурге. Коробейники везут, скорее, бульварное чтиво, чем серьезную литературу. Стоят книги дорого. Библиотека для думающих людей - последняя надежда.
Директора областных научных библиотек рассказывают, что каждый день люди с утра занимают длинные очереди, чтобы к ним попасть, сидят даже на лестницах и подоконниках. Больше им некуда податься. А мест в читальных залах катастрофически не хватает. И книг тоже. Даже в крупных библиотеках не всегда найдешь то, что надо для учебы, работы и карьеры. Реально, по нашим оценкам, сегодня около 80 процентов населения России живет в условиях острейшего информационного дефицита, а от этого и жизнь наша медленнее налаживается.
- А как же современные технологии?
- Технологии - это великое благо. С этим дело обстоит все лучше, хотя и не везде. Но только технологии исправить положение не могут. Я был на юбилее одной старейшей российской библиотеки. Все руководители области объяснялись в любви храму знаний, который вывел их в люди. Но потом, во время фуршета, один из них с гордостью мне сказал: "А зачем нужны ваши библиотеки? Мой 13-летний внук целыми днями сидит в Интернете и всю информацию оттуда получает". Ну, допустим, мягко возразил я, не у всех внуков есть Интернет. А во-вторых, 95 процентов нужной информации в нашей стране существуют пока только в бумажном виде. Более того, лишь один процент информации в Интернете на русском языке, что, кстати, соответствует вкладу России в мировой валовой продукт.
Хотя действительно фантастические возможности появились у всех областных, вузовских и даже районных, как на Смоленщине, библиотек с подключением к Интернету. Можно войти в электронный каталог любой крупной библиотеки - и нашей, и зарубежной, заказать нужную публикацию и через несколько дней получить ее на свой компьютер. Скоро, надеюсь, мы будем иметь сеть, которая объединит каталоги всех библиотек страны.
- Если учесть, что в Российской государственной библиотеке - 42 миллиона единиц хранения, после библиотеки конгресса США она занимает второе место в мире, то ситуация не такая уж печальная.
- Повторюсь, 80 процентов населения России пока не имеют доступа к ее богатейшим фондам. Как ни прискорбно, во многих сельских библиотеках нет даже Конституции России. В США же выход на библиотеку конгресса доступен каждому. Кстати, знаете, где Россия была принята в состав "большой восьмерки"? В Денверской публичной библиотеке штата Колорадо главы государств подписали исторический документ. Для встреч подобного уровня там годятся сотни библиотек. Недаром Буш когда-то сказал: "Мощные библиотеки были и остаются залогом мирового лидерства США в экономике и демократии".
У нас же чаще всего это не столько вопрос денег, сколько мышления. Вот приходит директор областной библиотеки на прием к губернатору и просит средства на комплектование. А тот серьезно возражает: у тебя же есть миллион книг, ты с таким фондом еще лет десять безбедно проживешь. У губернатора в голове нет представления, что в новых книгах есть то, чего нет в старых, - новая информация, свежие знания.
- С интересом прочитала вашу новую книгу "Библиотечная Россия на пороге тысячелетий". "В унисон" военной канонаде там звучит статистика по 89-му российскому региону, по Чечне: нет данных. Я понимаю, что сейчас не до книг. Тем не менее возрождение нормальной жизни потребует усилий от многих федеральных ведомств, в том числе и от Министерства культуры.
- В Грозном была одна из старейших и лучших библиотек на Кавказе, ее возглавлял наш добрый друг Эдильбек Хасмагомадов, интеллигентнейший человек, умница, настоящий подвижник культуры. Кстати, он был в оппозиции к дудаевскому режиму и всегда хорошо понимал, что на самом деле происходит. Увы, Национальная библиотека Чечни сровнена с землей еще в первую чеченскую войну...
- Вместе с художественным музеем?
- Из картин удалось хоть что-то эвакуировать в Москву и сохранить. А из 10 миллионов книг в лучшем случае осталось около миллиона по селам, в которых не было ожесточенных боев. С первых дней мирной жизни начнем не только с книг, но и с людей. Надо библиотекарей направлять на стажировки в соседние регионы, восстанавливать их морально и профессионально, потому что нормальной жизни у людей не было лет десять. А с книгами - всей Россией помогать будем, как только замолчат пушки, мы готовы.
- Вы себе не противоречите? Всей России, как Чечне, надо помогать новыми книгами, а для этого нет денег.
- Когда русский человек говорит: нет денег - это значит, что нет денег столько, сколько надо, и сейчас. Но этого нет ни у кого в мире. Просто живет советская память, что все всем давали, а теперь это кончилось. Но опять же не везде. Приведу пример - библиотека в городе Зеленогорске Красноярского края. В ремонт своей библиотеки местные власти вложили больше, чем федеральные в реконструкцию Пашкова дома - Ленинки. Захожу в один из залов, а там человек 20 мальчишек сидят с наушниками: один учит английский, второй слушает музыку, третий играет в "Звездные войны", четвертый смотрит кино... А библиотекарь на пульте всем этим управляет.
- Фантастика по Борхесу: "И я представил рай, похожий на библиотеку".
- Я убежден и всегда повторяю: просвещенный информированный народ в состоянии сам решить свои проблемы.