Одна из самых захватывающих, почти детективных историй в биологии и медицине связана со странным растением, у которого большие мясистые клубни, а семечек нет совсем. И тем не менее это подсолнечник, правда, американский - клубненосный. В СССР в 30-е годы вокруг него закипели страсти, развернулась борьба, в которой в тугой узел сплелись имена корифеев науки петербуржца Николая Вавилова, москвича Дмитрия Прянишникова и тогда еще "хозяина" Закавказья, будущего главы НКВД Лаврентия Берия.
С помощью этого заморского растения академики хотели быстро и без хлопот накормить всю страну. Скажем сразу, в те годы им это не удалось. Более того - в России клубненосный подсолнечник массово не выращивается и по сей день. Однако именно благодаря страстному желанию Вавилова и Прянишникова продвинуть многообещающую культуру и дать людям вдоволь пищи, сегодня стало возможным иное: крупный прорыв в медицине.
Совсем в другом конце России, в Сибири из странного подсолнечника ученые сумели получить необычайно эффективный препарат против самых грозных недугов века - хронического иммунодефицита и болезней сердца и сосудов. А это в наше экологически очень неблагополучное время архиважно для каждого.
ПОЧЕМУ КРУТЫЕ "КОСЯТ" ПОД ИРОКЕЗОВ?
А началось все в Северной Америке, куда в 1921 году сразу после жесткой засухи в Поволжье приехал молодой Вавилов. По личному заданию Ленина ему предстояло закупить семена пшеницы, устойчивой ко всем неблагоприятным условиям. И с этим ученый справился блестяще.
Но в Америке случилось так, что судьба забросила его в резервацию индейцев, где сохранился их первобытный жизненный уклад. Там он и узнал, что ирокезы, отродясь не знавшие никакой пшеницы, тем не менее никогда не страдали от недостатка пищи. От голода их всегда надежно спасал клубненосный подсолнечник, подобно тому, как на Руси в голодный мор берегла людей картошка.
Однако в отличие от картофеля возделывать экзотическую культуру было до смешного просто. Ее не надо высаживать каждый год и по нескольку раз окучивать летом. Ухода не требуется совсем! Посадил раз, а потом, знай себе пять лет дважды в год - осенью и весной - собирай гарантированный урожай. Ну разве это не находка для нашей российской глубинки?
Вавилова так увлекли перспективы будущих урожаев, что он не предал особого значения рассказам ирокезов о целебных свойствах клубней необычного подсолнечника. А между тем ирокезы говорили о вещах поразительных. Дескать, диковинные клубни - не просто пища, а и средство против многих недугов, позволяющее практически никогда не болеть, до глубокой старости сохранять отличную форму и вкус к жизни. Они свято верили, что испокон веков "черпают" из своего странного подсолнечника силу и выносливость. Потому и смогли создать некогда великую и грозную цивилизацию.
Что ж, верно: европейцам, быстро справившимся с другими племенами индейцев, ирокезов же не удавалось победить более 300 лет. Это были очень сильные люди, истинные воины. Не случайно современная молодежь, когда хочет показать свою крутость, делает прически под ирокезов. Не под майя и ацтеков, а именно под ирокезов, так повелось во всем мире.
"Косят" под ирокезов крутые особы обоего пола. Девушек в ирокезских женщинах, видимо, привлекает то, что они знали толк в сексе, легко рожали много здоровых и крепких детей. А свое жизнелюбие, стойкость к невзгодам объясняли все тем же: любовью к чудодейственным клубням. Европейцы, колонизировавшие Северную Америку, их так и называли - "поедательницы клубненосного подсолнечника".
Но это тогда мало волновало Вавилова. В каждые времена - свои песни. Николай Иванович, приехав в СССР, принялся доказывать правительству, как важно воспользоваться опытом североамериканских индейцев для решения продовольственной проблемы молодой Советской республики. Постановление Совнаркома, как водилось в ту пору, было жестким. Наркомат по земледелию обязал колхозы выращивать заморскую культуру безоговорочно.
ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ НЕ ОДОБРЯЕТ
Вавилова горячо поддержал его учитель академик Д.Н. Прянишников, которого восхитила выносливость клубненосного подсолнечника к холодам. Оказывается, экзотическая культура могла бы созревать не только под Москвой и С.-Петербургом, а и в более высоких широтах - на Севере! Она способна противостоять и жарким суховеям волжских и каспийских степей, не требовательна к почвам. То есть расти на малоплодородных и даже "бросовых" землях. А урожай дает почти вдвое больше картофеля.
Эти оптимистические соображения Дмитрий Николаевич в 1932 году изложил в обширной программной статье, которую опубликовала газета Верховного Совета страны "Известия". Правда, там сообщал он и о трудностях. Например, в умеренных широтах на семена клубненосный подсолнечник, к сожалению, не вызревает. И приводил пример: главе немецких селекционеров Эрвину Бауэру выведенные в теплице гибриды приходилось посылать для размножения на остров Мадейру у берегов Африки. Но и тут Прянишников проявлял оптимизм:
- Нам нечего обращаться за чужой помощью, - писал академик. - Мы имеем свои субтропики в южных районах Закавказья, где семена клубненосного подсолнечника могут вызревать. Поэтому нужно быстро решить, не следует ли дать Ленкорани телеграфный заказ - теперь же расширить плантации клубненосного подсолнечника, с тем, чтобы поздней осенью собрать возможно большое количество семян!
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В Закавказье в то время все решал Лаврентий Павлович Берия. В том числе и что где сеять. Говорят, попробовав вареных клубней американского подсолнечника, Берия отрицательно покачал головой:
- Нет. Наш народ не захочет есть этот овощ. Приторно, сладко - не наш вкус. Не надо на это тратить ценные земли советских субтропиков.
Но не Лаврентий Павлович остановил победное шествие клубненосного подсолнечника по стране. Вавилова подвело само экзотическое растение. Дело неожиданно забуксовало потому, что колхозы столкнулись с неразрешимой проблемой: как хранить урожай?
Картофель, отличающийся достаточно толстой кожурой, сберечь до следующего урожая не сложно. А вот у клубней ирокезского подсолнечника кожица тонкая, нежная. В колхозах, где тогда о холодильниках и не слыхивали, весь собранный урожай портился через месяц.
Проект "ирокезской картошки" в СССР закрыли. А через несколько лет академика Н.И. Вавилова как приверженца "явной лженауки" генетики арестовали и приговорили к расстрелу. Припомнили ему, вероятно, и клубненосный подсолнечник.
КОМУ ДОВЕРЯЛ СТАЛИН?
А как же Прянишников, он ведь тоже душу, можно сказать, вложил в несостоявшийся проект. Однако ни один волос не упал с его головы! Хотя Дмитрий Николаевич очень бурно и открыто протестовал против ареста Вавилова.
В это трудно поверить, но он представлял арестованного Вавилова к награждению Сталинской премией, выдвигал его кандидатуру на выборах в Верховный Совет СССР. До конца дней своих он не переставал восхищаться талантом своего ученика. Это ему принадлежат знаменитые слова:
- Николай Иванович - гений, и мы не осознаем этого только потому, что он наш современник.
Почему же не тронули Прянишникова? Учли преклонный возраст, огромные научные заслуги? А может быть, помог все тот же Берия? Это не исключено, ведь их пути вновь пересеклись уже в Москве, когда "хозяин" Закавказья возглавил НКВД страны. Жена Берии стала аспиранткой Прянишникова, и, кто знает, возможно ее заступничество сыграло роль.
Но последнее слово, конечно, оставалось за Сталиным. А он ценил Прянишникова именно за открытость и бесстрашие воззрений. Так ли это? Сейчас сказать сложно, но факт: через год "отец народов" дал академику Прянишникову свою, очень высоко ценившуюся в ту пору Сталинскую премию.
СИБИРСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ ПРОФЕССОРА ЗЕЛЕНКОВА
Итак, столь многообещающе задуманный проект не состоялся. Мы толком так и не поели клубней заморского подсолнечника. Да к тому же, если верить ирокезам, еще и упустили шанс оздоровить нацию.
Верно, тогда упустили. И не мы одни. В США, Европе, Японии медики много позже обратились к целебным свойствам клубненосного подсолнечника, но разгадали лишь те из них, что лежали на поверхности. Они стали использовать необычный подсолнечник при лечении диабета. Ведь давно известно, что в его клубнях не менее 16-18% инулина, отлично заменяющего крахмал и сахар.
А как же универсальная способность исцелять многие болезни, надежно укреплять иммунную систему - это что, легенда или действительность?
- Реальность, и даже больше! - экспериментально доказал доктор медицинских наук, профессор Валерий Зеленков из Новосибирского института иммунологии. И то, что это открытие произошло в Сибири, не случайно. В сибирских промышленных городах почти треть населения страдает хроническим иммунодефицитом. Именно здесь, нанося вред здоровью людей перерабатывают ядерные материалы. Сюда доходит и оседает смертельно опасный шлейф от ядерных взрывов в Семипалатинске.
Сибирские экологи бьют тревогу. А в мощных научных центрах региона медики ищут надежные и универсальные средства для лечения и профилактики наступающих на регион "болезней цивилизации". И такие средства нужны жителям практически всех городов страны, особенно таких мегаполисов, как Москва, где воздух и вода не блещут экологией. Профессор Зеленков нашел, пожалуй, лучшее, обратившись к завезенному когда-то в Россию Вавиловым клубненосному подсолнечнику.
Уже в ходе первых экспериментов ученый поразился. Уникальное растение оказалось кладезем необходимых для жизни веществ. В нем рекордное количество легкоусвояемого органического кремния, калия, магния, множество других микроэлементов, незаменимых аминокислот и витаминов. Окрыленный результатами, Зеленков разработал оригинальную технологию переработки клубненосного подсолнечника в концентрат и запатентовал ее.
Все подтвердилось. Это действительно целебная субстанция, помогающая при серьезных недугах. В ходе клинических испытаний врачи установили: потребление уникального концентрата увеличивает количество Т-лимфоцитов крови. А именно они главным образом обеспечивают иммунитет нашего организма. Причем по иммунозащитным свойствам растительный концентрат близок к очень дорогим и дефицитным лечебным препаратам, выделяемым из тимуса животных. А кое в чем и превосходит их. Он, например, не имеет противопоказаний, не вызывает побочных нежелательных эффектов. И при этом вновь пробуждает в человеке вкус к жизни.
Крайне важно и то, что целебный концентрат способен продлить век наших кровеносных сосудов, предупредить болезни сердца. Ведь в чем причина инсульта и инфаркта: рвутся, ломаются стенки кровеносных сосудов. Богатейший комплекс органического кремния, магния и калия надежно укрепляет их, восстанавливает прочность и эластичность. Благодаря регулярному приему нового препарата наша кровеносная система становится лет на десять моложе!
Вовсе не пустыми были легенды ирокезов об универсальности целебных свойств клубней. Сибирские исследователи установили, что содержащиеся в концентрате природные соединения интенсивно восстанавливают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, нормализуют бронхи.
Московский завод экопитания "Диод", работающий по программе правительства Москвы, освоил недавно технологию профессора Зеленкова и приступил к выпуску уникального лечебно-профилактического препарата. Он производится в виде таблеток, очень приятных на вкус.
Препарат прошел клинические испытания в органах Минздрава РФ и уже появился в продаже. Назвали его символично - "Долголет". Хотя, зная всю долгую дорогу к нам "Долголета", его вполне можно было назвать и по иному: заветные таблетки Вавилова-Зеленкова.