Не интересуетесь политикой? Тогда она идет к вам. С понедельника отменяются прямые авиарейсы из Москвы в Тбилиси и обратно – и ставшие вдруг жертвами политического шабаша десятки тысяч граждан, собравшихся в отпуск к соседям или уже отдыхающие на холмах Грузии, думают о том, как добраться до цели на перекладных, с потерей времени и денег. Вот и новость о том, что Чехия закрыла свое воздушное пространство для наших лайнеров, прозвучала как гром среди ясного неба.
Несмотря на сложности в политическом диалоге с Прагой, экономическое сотрудничество и соблюдение договорных обязательств никогда не ставились под сомнение. Постоянный туристический поток из России гарантировал шести ежедневным авиарейсам в чешскую столицу и регулярному сообщению с Карловыми Варами неприкосновенность. И тут вдруг Министерство транспорта Чешской Республики аннулирует давно выданные разрешения на целую линейку рейсов «Аэрофлота», «Победы» и «Уральских авиалиний», причем сразу, со 2 июля. А в Чехии на сегодня уже под 20 тысяч туристов, многие с обратными билетами на отмененные рейсы...
Такая спонтанность может обернуться для туристической отрасли страны миллиардами упущенной выгоды. Что все же спо¬двигло расчетливых чехов на такой демарш? Мутные объяснения по горячим следам со стороны нашего Минтранса ясности не добавили. Понятно лишь, что закулисная возня «противоборствующих субъектов» вылилась в решение отложить на период переговоров крайне непопулярное как у чешских отельеров, так и у наших туристов «размахивание санкционной шашкой».
Как выяснилось, чешские власти ввели показательные ограничения в связи с тем, что им не удалось договориться с Росавиацией о получении льготного режима на выполнение рейсов Czech Airlines Прага – Сеул через Сибирь. Кратчайший маршрут экономил бы чешскому перевозчику четыре-пять часов лету, или 70–80 тысяч долларов с рейса. Компания Czech Airlines получала, в соответствии с меморандумом 2000 года на этот маршрут, временные разрешения, которые освобождали ее от сборов в обмен на дополнительные рейсы в Прагу для «Аэрофлота». Запрос чехов о постоянном разрешении и дополнительном рейсе в Сеул российская сторона была готова рассмотреть при условии предоставления аналогичных преференций для наших перевозчиков. Но чехи решили: хватит, мол, с Москвы преференций. Тем более формально в договоре от 1966 года ЧССР – СССР оговорены только два рейса в день. И этот древний договор в силе!
Когда после переговоров Минтранс отказал в лицензии чехам с 30 июня, он тут же нарвался на встречные санкции, сокращающие число рейсов из Праги в Москву до двух в день для обеих сторон по паритету. Только ведь туристов из России в Чехию летит куда больше, чем чехов в Москву. Терять клиентов для турбизнеса им не хочется, но и платить за небо Сибири тоже накладно. В российском Минтрансе питают надежду, что проблему удастся решить в ближайшее время, да и чешская сторона вроде готова к поиску решения. Но пока вместо компромисса – тупик со взаимными ограничениями.
Очень даже в духе времени: деловой спор перерос в санкционную войну. Обмен ударами вместо диалога. Этому учатся быстро...
Мода на угрозы давнему партнеру по сотрудничеству подпитывается практикой глобальных игроков. Вашингтон с приходом Трампа навязал мировой тренд к усилению противостояния в деловой практике с выбиванием себе преференций под угрозой нанесения еще большего ущерба своим контрагентам. Так, он обложил миллиардными пошлинами не только Китай, Индию и Россию, но и ближайших союзников – страны Евросоюза, Канаду и Турцию.
В мире не осталось стран, не задетых американскими санкциями по открыто политическим мотивам. Например, начинают действовать пошлины в 5% против Мексики, которые дойдут и до 25%, если мексиканцы не сменят свою иммиграционную политику в соответствии с требованиями США. Против Евросоюза вводят тарифы на экспорт его сельхозпродукции (сыр, фрукты, вино), если его члены не откажутся от господдержки компании «Аэробус». Торчат уши «Боинга»? Но Вашингтон это не смущает.
Многосторонние механизмы, защищающие справедливую торговлю и третейское право, типа ВТО и ГАТТ, не работают, а соблазн надавить на собеседника угрозой рестрикций и запрета на взаимовыгодное сотрудничество находит себе сторонников и в лице малых европейцев. Пусть даже в ущерб себе. Ведь не могут существовать пассажирские перевозки, не увязанные тесно с туризмом, который для маленькой Чехии представляет собой один из серьезных источников внешних доходов. Тем не менее Прага с готовностью грозит пальчиком, надеясь, что «больших» контрсанкций не последует. Ведь россияне так любят чешское пиво и богемское стекло...