Еще в 1996 году ему сообщили из Государственного архива Российской Федерации, что в "списке детей-сирот, репатриированных из западных зон Германии и Австрии и территории Польши в 1949-1951 годах" значится его дата рождения - 8 мая 1945 года и настоящая фамилия - Лемлемая Станислав (без отчества). В КГБ Белоруссии уточнили, что до 1949 года он предположительно с родителями находился в 277-м лагере МВД СССР для немецких военнопленных в г. Волау, Польша (до 1945 года - территория Германии). А 2 апреля 1949 года четырехлетний мальчик вместе с другими детьми был отправлен эшелоном N 50694 в 312-й проверочно-фильтрационный пункт МВД СССР в Гродно, откуда началась его долгая детдомовская судьба...
В Беняконском детском доме у него появилась национальность - белорус, отчество - Владимирович, более "правильная" фамилия - Лемлемов, которая вскоре "выпрямилась" до Лемнева. Прочерк остался лишь в двух графах: место рождения и сведения о родителях. Детдомовский кадровик тут не мог ничего придумать и честно дописал: "неизвестно".
Память зачем-то до сих пор хранит самые горькие обиды того голодного, неласкового детства. Его обзывали фашистом и били все подряд, даже девочки. "В общем, во всем, что случится в детдоме или школе, был виноват я. Кто-то украдет что-нибудь - это Лемнев, свет потух по всему детдому - это Лемнев, взрыв на территории детдома - опять Лемнев, хоть я этого и не делал. Как-то раз я нашел под окном столярной мастерской три рубля (чудным образом он будет потом всю жизнь что-то находить на улице: то часы, то бумажник, то кольцо, Копперфилд какой-то. - Я.Ю.), на них я купил пряников и раздал всем ребятам. В нашей группе был такой Карвель Франек, так вот, он украл у своего друга рубашку, продал ее и сказал ему, что это я украл рубашку, продал и купил пряников. Эта обида во мне надолго затаилась, меня тогда сильно побили. Жаловаться я не пошел, бесполезно, я бы все равно ничего не доказал... Тогда я еще раз понял, что надо заниматься спортом, чтобы защитить себя..." - это отрывок из повести о жизни, которую пишет Станислав.
Там есть удивительный эпизод о том, как в 1959 году их, 20 человек самых неугомонных детдомовцев, отвезли в Джезказган, в Казахстан, в строительное училище, которое обосновалось в бывшей тюрьме. Казалось, в тех стенах он что-то вспомнит очень важное, но, кроме страха, ничего не мог в себе обнаружить. И он решил бежать оттуда через всю страну домой, в Белоруссию, в свой детский дом...
Дальше были рабочие общежития и рабочая судьба. Играл за молодежную команду города Лида, выступал по восьми видам спорта на чемпионатах Белоруссии за Гродненскую область. Станислав уже был мужем и отцом двоих сыновей, когда решил поступить в пединститут на кафедру физвоспитания. Его воспитанники-пловцы не раз выступали на чемпионатах СССР. Памятуя свое искореженное детство, скольких мальчишек увел он с дурной дороги. Кстати, сейчас Лемнев - народный заседатель в областном суде, все уголовные подростковые дела слушаются с его участием.
Стас Лемнев в Лиде человек по-своему знаменитый. Во-первых, он максималист и борец за права человека. Во-вторых, он щедрый человек. Не потому, что у него жизнь слаще, чем у других. Но там, где кто-то делает бизнес, он делает подарки. Местная пресса благодарно писала, как в Лидский музей он передал огромную коллекцию, где было более тысячи значков, пластинки 50-70-х годов, денежные знаки и монеты царских времен, исторические журналы и открытки, которые он коллекционировал с юношеских времен.
Так получалось, что ему всегда попадалось что-то необычное. А он в свои 55 лет хочет самого обычного: узнать, кто его мама и папа, встретиться со своими братьями и сестрой. Цыганка правду нагадала, убеждает он себя, свою семью и своих друзей...
Один старый кэгэбэшник поделился недавно с ним своими воспоминаниями: в 277-м лагере военнопленных не расстреливали, а предлагали работать в СССР или выехать по выбору в любую страну. Значит, надеется Станислав, родители его должны были остаться живыми после Победы. Кто его разлучил с ними в 49-м году? Сталинская машина не очень-то церемонилась со своими детьми, когда их называли "дети врага народа".
Что уж говорить о детях только что побежденного врага. И все же, и все же...
Уже после сотен запросов, которые он отправлял в разные архивы и получал оттуда неутешительные ответы ("дальнейший поиск ваших родителей и близких родственников вести невозможно из-за отсутствия их установочных данных - фамилия, имя, отчество, место последнего жительства), он не сдается. Осуждение фашизма, покаяние немцев перед миром привели народы к примирению и пониманию того, каким ужасом была война в судьбах миллионов людей, чьим чувством долга так злоупотребили нацисты. Белорус Станислав Лемнев (Лемлемая) в канун Дня Победы написал письмо канцлеру ФРГ Герхарду Шредеру с просьбой помочь найти своих родственников.
Иногда ему кажется, что родители его были немцы, и живут они где-то в большом достатке, и ждут не дождутся, чтобы поделиться этим добром со своим сыном. Но когда в мечтаниях спускается на землю и задумывается над фамилией, то не исключает, что у него могли быть финские корни и даже, может, латышские. Ведь, по сообщению из МВД Латвии, 277-й лагерь был передислоцирован из Польши в Латвийскую ССР в декабре 44-го и ликвидирован в августе 46-го. По другим сведениям, данный лагерь находился на территории Польши до 49-го года...
Редакция "Труда" решила обратиться с официальным запросом в архив МВД РФ: есть ли там сведения о судьбе Лемлемая Станислава из 277-го лагеря для немецких военнопленных? Мы также попросили нашего собственного корреспондента в Германии Рудольфа Колчанова навести справки в архиве военной истории Германии в г. Фрайбурге, а собственного корреспондента в Польше Петра Бурака - в архивах города Волау. Мы готовы повторить запрос в Центр розыска и информации Российского Общества Красного Креста, в отдел поиска иностранных граждан.
За свою жизнь (начиная с тех злополучных трех рублей) он находил невероятное количество вещей, в том числе драгоценностей. Про его мистический талант ходят в Лиде легенды. Когда в последнюю командировку в Белоруссию я встретила Стаса в доме его друзей, те с восторгом рассказывали: а вчера Стас нашел горячий батон в целлофановом пакете и решил их угостить, они отказались, а он отнес домой и с удовольствием съел. Правда, перед этим Лемнев нашел на улице бумажник, в котором были три паспорта и тысяча долларов. К друзьям в том случае не заходил, а пошел прямо в милицию, чтобы скорее найти людей, которые пребывали небось в трансе. Про таких героев раньше писали заметки: "На его месте так поступил бы каждый". Писали, но вряд ли были уверены в этом... Теперь, как известно, если кто-то и возвращает кому документы, то "за вознаграждение". А уж чтобы при этом "за спасибо" возвращать и тысячу долларов? Детдомовец Лемнев такой. Немец какой-то... Он не понимает: а как можно поступить иначе?
Такое ощущение, что судьба много лет подбрасывает ему что-то второстепенное, чтобы он наконец нашел то главное, что ищет всю свою сознательную жизнь. Рассказывая эту историю в канун Дня Победы, мы тоже надеемся на ее счастливое продолжение.