В Черном море произошло сильнейшее в истории загрязнение акватории. Несмотря на усилия тысяч людей, до ликвидации последствий катастрофы и очищения воды и берега еще очень далеко. Катастрофа стала следствием крушения двух танкеров – «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» – в Керченском проливе из-за шторма 15 декабря. Оба судна перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута. В результате грязное пятно накрыло более 50 км черноморского побережья Краснодарского края.
В ликвидации последствий масштабной аварии участвовали более 10 тысяч человек, в основном это добровольцы-волонтеры. На береговой линии трудились большей частью именно они, работники МЧС и других структур там были в явном меньшинстве.
Всего с побережья Краснодарского края было вывезено более 78 тысяч тонн мазута и смешанного с ним песка. Работы по очистке продолжаются, но как скоро удастся полностью ликвидировать последствия аварии, сказать невозможно. Шокирующий факт: после очередного шторма в море были унесены тысячи мешков с мазутом, уже собранным в них с таким трудом. И вся эта грязь снова разлилась по поверхности моря или ушла на дно. Вот что рассказал «Труду» житель Апшеронского района Краснодарского края Андрей Щёкотов, принимавший участие в очистке прибрежной полосы.
– Я приезжал в Анапу на строительные работы в составе бригады. Когда мы закончили работы, 19 декабря наш начальник спросил, есть ли желающие очищать побережье от мазута. Я сразу вызвался. Нам, добровольцам, платили по 2500 рублей в день и кормили бесплатно. Но я согласился бы очищать берег даже бесплатно, это же моя родная земля, очень больно видеть ее такой обезображенной.
На нашем участке трудились одни волонтеры – из Москвы, Петербурга, Краснодара, Армавира, треть из них – женщины. Никакой квалификации не требуется, работа противная, монотонная: черпаешь лопатой пропитанный мазутом песок и вываливаешь в мешок. Эти мешки потом на тракторах тащили к грузовикам, оттуда везли к месту утилизации.
На берегу моря между Новой Анапой и Витязево, где нас работало около двухсот человек, остались наполненные мешки на протяжении семи километров. Увы, многие из этих мешков потом унесло в море штормом, поскольку их не успели вывезти. По моим расчетам, на нашем участке унесло в море примерно шестую часть мазута, собранного в мешки.
Вредно ли было дышать тем мазутом, который мы собирали? Не знаю. Некоторые волонтеры работали в защитных очках и респираторах. А я обходился: после перенесенного короновируса восприятие запахов у меня притупилось. Потом зарядил дождь, переходящий в ливень, и собирать мазут стало невозможно.
Сколько животных погибло на побережье Анапы? При мне на нашем участке нашли трех мертвых дельфинов. Это в течение трех дней…