Главная Культура 00:07 03 Октября 2014 3963
Сергей Безруков: Не бойтесь совершать ошибки, ничего не откладывайте на потом!

Сам он, кажется, успевает все на свете: играть на сцене, писать картины, сниматься в кино, руководить театром

Виктория Пешкова

Сергея Безрукова можно с полным основанием назвать человеком-оркестром. Он успевает все: играть на сцене, писать картины, сниматься в кино, руководить Московским губернским драматическим театром. Сейчас готовится к съемкам в многосерийном детективе Михаила Хлебородова «Временно недоступен», который должен выйти на «Первом». Но главным его талантом, пожалуй, является редкое по нынешним временам умение вселять в людей веру и надежду.

— Завершается общественное обсуждение проекта «Основы государственной культурной политики». Как вы думаете, будет этот документ работать или превратится в очередной монумент бюрократизму в сфере культуры?

— Документ работать будет, если государство создаст четкие механизмы решения задач, которые в него включены. Опыт художественного руководства у меня пока небольшой, но, на мой взгляд, один из главных факторов, которые сейчас могут обеспечить развитие театра, это контрактная система. Она должна работать, поскольку без здоровой конкуренции театр немыслим. В театрах с большой историей есть актеры, которые уже в силу возраста не могут выходить на сцену, но получают там зарплату. Получается, что театры берут на себя функцию государства, поддерживая своих ветеранов, оказавшихся на старости с нищенской пенсией, даже если когда-то они были настоящими звездами. А заботиться о них должно государство — и очень серьезно. Поскольку если штатные места заняты ветеранами, молодых брать некуда. И худрук вынужден строить репертуар, ориентируясь лишь на тех актеров, которые у него есть, а не исходя из стратегии развития своего театра.

— Контракт держит в тонусе и худрука, и актера?

— Он дисциплинирует. Коли человек у тебя на контракте, ты обязан его загрузить работой. И у актера есть стимул доказать, что театру нужен именно он. Не секрет ведь, что во многих театрах актер на бессрочной зарплате даже не особо печалится, когда мало играет. Я сам 20 лет служил по контракту в Театре Табакова, так что ситуацию знаю изнутри. Мне везет, у меня есть возможность приглашать артистов. В этом сезоне к нам пришли Валерия Ланская, Александр Соколовский. Когда труппа пополняется звездами, это хорошо.

— Однако создавать театр звезд вы, кажется, не намерены...

— Я не сторонник ни театра звезд, ни театра одного актера. Я хочу, чтобы моих артистов знали, чтобы зрителю было интересно приходить к нам снова и снова и открывать для себя знакомых уже артистов заново.

— Но известность приносят кино и ТВ, а худруки обычно не в восторге от того, что их артисты пропадают на съемках.

— И у них для этого есть веская причина — приходится вносить коррективы в репертуарный план. Тут очень важно, чтобы сам актер не забывал, что театр — это его основное место работы. Тогда можно найти решение, которое устраивает и театр, и артиста. Я прекрасно понимаю, что актер без кино не может. И не только по причинам финансового порядка. Все лето я снимался сам, и вместе со мной снимались еще 23 актера моего театра.

— То есть худрук сам за руку привел в кино своих актеров?

— Так актеры же замечательные! Режиссер Михаил Хлебородов пригласил меня в своей новый проект — восьмисерийный детектив «Временно недоступен», который он снимает для Первого канала. А я пригласил его к нам в театр на спектакли. Он пришел вместе с ассистентами и отобрал еще 23 человека.

— Я знаю, сюжет детектива раскрывать нельзя, но хоть пару слов...

— Сценарий написал Андрей Кивинов, прекрасный детективщик, с которым мы встретились на съемках фильма «Каникулы строгого режима». На этот раз мы тоже снимаемся вместе с Дмитрием Дюжевым: я играю мелкого чиновника из провинциального городка, он — майора из Следственного комитета. Каждый живет своей, совершенно обыденной жизнью, их траектории пересекутся только в самом конце. Фактически это два фильма в одном, а сама история чем-то напоминает гоголевского «Ревизора». Для меня фильм интересен не столько детективным сюжетом, сколько возможностью показать жизнь обычного человека — что в искусстве заманчивее всего.

— Снимались летом, чтобы с началом сезона все силы отдать родному театру?

— Конечно. Нам ведь всего полгодика — официально Московский губернский театр существует с января этого года. Но за это время мы успели выпустить четыре премьеры: «Нашла коса на камень» по Островскому, «Первое второе пришествие», «Прекрасное далеко» и мюзикл-хрюзикл «Про трех отважных просят». В новом сезоне все будет еще интереснее. Открываемся мы на малой сцене спектаклем «Весна» — по рассказам большого друга нашего театра Михаила Николаевича Задорнова. Те, кто привык видеть в нем только сатирика, будут удивлены, насколько лиричным и философским он может быть. Часть средств от этого спектакля мы будем перечислять в фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь». А дальше у нас такие планы, что остается только молиться, чтобы выдержали актеры и постановочная часть: «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович, где сыграют Ирина Безрукова и Андрей Ильин, «Остров сокровищ», «Маугли», «Кентервильское привидение» по Уайльду, к 70-летию Победы будем ставить прозу Астафьева.

— В планах есть детские спектакли. «Взрослым» театрам это, как правило, несвойственно...

— А кто будет растить наших будущих зрителей, кроме нас самих? Нельзя ограничиваться только новогодними спектаклями, нельзя по 20 лет показывать одно и то же. Безусловно, есть спектакли-долгожители, на которых вырастает не одно поколение зрителей, но, чтобы ребенок сохранил интерес к театру, он должен постоянно получать там новые впечатления, новые поводы для размышлений.

— Для совсем молодого театра вы идете семимильными шагами.

— И останавливаться не собираемся. Дело в том, что у нас впереди реорганизация. Московский областной дом искусств сливается с Московским губернским драматическим театром, и вместе мы образуем Центр развития театрального искусства «Московский губернский театр».

— Из названия исчезает слово «драматический»?

— Оно очень сужало диапазон. В штате у нас будет оркестр, наберем балетную труппу, чтобы можно было создавать музыкальные спектакли на профессиональном уровне. Развернем фестивальную деятельность, откроем лабораторию, театральную школу. Первый музыкальный спектакль уже намечен: рабочее название — «Две судьбы одной души», а идея принадлежит Валерии Ланской.

— На собственные проекты время найдете?

— Найду. Сделаю новую версию «Маленького принца», которого я когда-то читал в проекте «Сказки с оркестром» в Зале Чайковского. И восстановим спектакль «Сирано де Бержерак» — уже с моими артистами.

— У всех осень, а у вас «Весна». Такое планов громадье вас не пугает?

— У меня свое представление о преданности театру. Весна — то состояние души, которое у каждого человека в идеале должно быть нон-стоп. Чувство весны — прививка от уныния, в которое мы с такой легкостью впадаем, вместо того чтобы жить и радоваться жизни. Мы жалуемся, что нам не хватает любви, но сделать шаг ей навстречу не решаемся. Жизнь проходит, но жить-то мы как раз и не успеваем. Или боимся. Не бойтесь — совершайте ошибки, но живите, не откладывая ничего на потом. Наш театр живет в бешеном темпе. Это трудно, но дорогу, как известно, осилит идущий.

Наше досье

Сергей Безруков родился в Москве, в семье актера и режиссера Виталия Безрукова. В 1994 году окончил Школу-студию МХАТ (курс О.П. Табакова) и был принят в труппу легендарной «Табакерки». Олег Павлович в свое время назвал его «человеком, проглотившим атом солнца».

Самыми яркими работами на театральной сцене считаются Моцарт («Амадей»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты») и Пушкин («Александр Пушкин»).

Телевизионную славу актеру принесли совершенно противоположные по амплуа роли — Саши Белого в «Бригаде», лейтенанта Кравцова в «Участке» и Иешуа в «Мастере и Маргарите». С марта 2013 года — художественный руководитель Московского областного дома искусств «Кузьминки», а потом еще и Московского губернского драматического театра.

Вместе с супругой Ириной является соучредителем Фонда поддержки социокультурных проектов Сергея Безрукова.

Лауреат Государственной премии РФ (1997 год, за роль Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне» Театра им. Ермоловой). Народный артист РФ (2008 год).

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6173
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5923
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4395
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...