"ДАЙТЕ МНЕ АВТОБУС, А УЖ ВЕСЕЛЕНЬКИМ Я ЕГО И САМА КАК-НИБУДЬ СДЕЛАЮ"
Ажам Шаманаева, водитель автобуса, ездит всегда на шпильках
В 11-м автобусном парке есть один автобус апельсинового цвета. Диски блестят, номера украшены разноцветными наклейками и стразами, в салоне цвета свежей травы - чистота, в водительской кабине лежат коврики, кремы, туфельки. Все очень просто, водитель - женщина.
Ажам родилась в Буйнакске, в Дагестане. Ее родители погибли в автокатастрофе, когда ей было девять лет. Окончив школу, Ажам уехала в Смоленск, где поступила в медучилище. Но потом поняла, что на 30 рублей ей не прожить, и пошла работать на силикатный завод. Делала кирпичи. А потом - на хлебозавод. Пекла хлеб. Но на самом деле Ажам всегда хотела стать водителем. И спустя четыре года работы на заводах она поступила на курсы, где готовили водителей троллейбусов. В первый же отпуск Ажам приехала на заработки в Москву, устроилась в троллейбусный парк. Приехала на месяц да вышла замуж, родила сына и осталась. Когда муж загулял, Ажам просто ушла из дома вместе с сыном. Что делают женщины, чтобы избежать депрессии? Правильно, меняют прическу. Что сделала Ажам? Правильно. Пересела с троллейбуса на автобус. А в автобусном парке встретила второго мужа. И родила второго сына.
Ажам встает в три часа ночи, без десяти четыре на своей легковушке выезжает в парк, в пять начинает рабочий день. Она выходит на смену первая, самый ответственный выезд начальник может доверить только ей. В парке Ажам зовут Женей - так легче. Заканчивает смену в три часа дня, пересаживается обратно на легковушку, забирает младшего сына из садика и едет домой. Ажам спит не более трех часов в день. Но не дай бог начальство узнает, ведь водитель должен спать не менее восьми часов.
- Говорят, женщина за рулем - убийца. Я всегда пыталась доказать обратное. По моей вине не произошло ни одной аварии. А мой апельсиновый автобус все так и норовят "поцеловать" на остановке. Что точно могу сказать - женщины не агрессивны на дороге. Вот в мою "ласточку" врезался один и давай кричать: "Эй ты, козел!" Хотя сам виноват - в стоящий автобус сзади въехал. А высовываюсь из окна и миролюбиво так ему отвечаю: "Во-первых, я не козел... А во-вторых, я стою на посадке".
Ажам водит с 1996 года. Пассажиры ее обожают, дарят подарки, пугаются, когда ее не видят. А недавно Ажам возила английских болельщиков из аэропорта на стадион.
- Как увидели женщину-водителя, все ко мне забрались. Ехала будто в первый раз за рулем. Все на меня смотрят, прилипли к стеклам и фотографируют. А потом оказалось, я везла тех, кто проиграл! Повезло, что туда, а не обратно...
Ажам не похожа на водителя автобуса, на смену она выходит в костюме и на шпильках, она женственна и аккуратна. Машину свою очень любит, салон в зеленый цвет покрасила сама. По утрам всегда будит свою "ласточку" словами: "Как ты тут без меня, не замерзла?"
- Если я с утра не поговорю с машиной, весь день она будет вредничать, что-нибудь обязательно сломается.
"СВОЯ НОША, КАК ИЗВЕСТНО, НЕ ТЯНЕТ"
Ольга Андреева, женщина-оператор, спасает телекамеру, рискуя жизнью
Если вы не видели, как хрупкая девушка бегает по площадке с огромным "бетакамом" на штативе, вы не знаете, что такое женщина с мужской профессией. ("Бетакам" - телевизионная камера, весит более 12 килограммов, обычно таскать ее приходится вместе со штативом, вес которого около 5 килограммов.) Но во время работы веса техники Оля не ощущает.
- Съемка съемке рознь, одно дело приехать куда-то, поставить камеру на штатив и спокойно снимать, другое - бегать с ней на плече и с вытянутым языком по площадке два часа. Но во время работы веса камеры не чувствуешь, работаешь на адреналине. А устать можно и от трех кадров, если напрягаться не только физически, но и умственно, когда долго ищешь свет, положение камеры, ракурсы. Но это - своя ноша, а она, как известно, не тянет.
Кинооператор работает с группой ассистентов, один устанавливает камеру, другой переводит фокус. У телеоператора тоже есть ассистент, но оперативная съемка предполагает быстрое и единственно верное решение - барствовать нет времени. Сам хватаешь технику и бежишь туда, где должен быть. И не дай бог уронить аппаратуру: профессиональная техника стоит как очень хорошая машина, от 30 до 60 тысяч долларов. Разбитая камера - кошмарный сон любого оператора.
Но однажды во время съемок в павильоне Оля все-таки уронила камеру. Не заметила ступеньку и упала. В зале раздалось дружное "ах". Оля успела подумать только о камере.
Она упала на спину, но камеру поймала. А травма - что... До съемки заживет.
После школы Оля долго не могла решить, куда пойти учиться. И сразу начала работать. Сначала лаборантом в Институте точной механики и вычислительной техники, потом бутафором в Театре Образцова, потом реквизитором в кукольной студии "Бибабо", потом костюмером в Театре Оперетты. Только в 23 года она поняла, что хочет заниматься фотографией, и поступила во ВГИК.
- Я не люблю снимать новости и тусовки, люблю репортажи. Репортажная съемка - то же документальное кино. Здесь сама жизнь.
"ПРО МЕНЯ ХОДЯТ СЛУХИ, ЧТО Я НЕНОРМАЛЬНАЯ, ЕСЛИ ЧТО - МОГУ И МОНТИРОВКОЙ ПОКАЛЕЧИТЬ"
Анна Сеновская, инструктор по вождению и заслуженная артистка балета
Говорят, она сумасшедшая. Что бы ни случилось на дороге, ученика защитит. Может просто накричать на обидчика, а может и монтировкой стекла побить. Анна Сеновская - единственная в Москве женщина - инструктор по вождению. Записаться к ней очень сложно, очередь длинная.
- На меня кричать нельзя, если надо, я сама могу накричать. Про меня по всей округе ходят слухи, что я ненормальная, если что - могу монтировкой машину покалечить.
Это правда. Пришла как-то к Ане учиться семидесятилетняя женщина, за рулем она сильно нервничала. Остановились на светофоре. Аня говорит: "Все хорошо, выжимайте сцепление и поедем". Сзади гудят, ученица бросает сцепление. Аня успокаивает ее: "Не волнуйтесь, выжимайте сцепление и поедем". Снова гудят, ученица снова бросает сцепление. Так повторяется четыре раза. Сзади кричат. Женщина начинает плакать и просит Аню сесть за руль. Вместо этого Аня выскакивает из машины, хватает монтировку и бежит к обидчику:
- Выходи из машины!
- Зачем?
- Выходи!
- Ты безумная!
- Может быть, выходи, а то окно разобью!
- Не бей окно!
- Иди посмотри, что ты творишь с женщиной! Ты не видишь знака "У"?
- Вижу.
Вышел и извинился.
Кто бы мог подумать, что женщина с монтировкой - заслуженная артистка балета. Всю жизнь Аня танцевала народные танцы, объездила весь мир. Окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Сцену оставила из-за травмы. И начались метания. По первому образованию она медсестра, но обратно на "Скорую" не пошла. Выучилась на косметолога - не понравилось, потом на парикмахера - снова не то. А потом приятель предложил попробовать работу инструктора по вождению: "Ты же машину хорошо водишь, вот и учи!" Аня водит 25 лет, 14 из них преподает.
- В Москве все ездят не по правилам, а по понятиям. Я учу правилам, хотя сама иногда нарушаю скоростной режим. Машинка у меня быстроходная, но я гоняю только по пустой ночной трассе.
Мужа Аня нашла тоже здесь - на работе. Их сыну недавно исполнилось шесть лет.
Сначала Анин пол смущает и мужчин, и женщин, но ученики быстро привыкают и начинают беспрекословно слушаться эту удивительную женщину. На вид пацанку. На поверку артистку.
"ЧТО ТАКОЕ ГРУЗЧИЦА? ВОЗЬМИ ПОБОЛЬШЕ, КИНЬ ПОДАЛЬШЕ И ОТДЫХАЙ, ПОКА ЛЕТИТ"
Александра Лихачева, единственный кочегар в истории Балтийского флота, который уходил в декрет
В Высшее военно-морское училище имени Фрунзе девочек никогда не брали. Принарядившись, Саша прорвалась на прием к директору:
- Вы ко мне? По какому поводу?
- Насчет поступления.
- Вашего брата?
- Нет.
- Вашего мужа?
- Нет.
- А чьего же?
- Моего.
- Вашего?! Девочка, у нас тут казарма!
- Я готова жить в казарме!
- А мои парни готовы жить с вами?
До того как отправиться в Ленинград, Саша объехала весь Союз (отец был военным) и сменила 14 школ. В седьмом классе активистка и отличница стала бредить морем, которое видела один раз в жизни, на Курилах, когда ей было три года. Скорее всего, из любви к учителю истории, бывшему подводнику, а может быть, просто так, чтобы было чем бредить. Окончив школу, серебряная медалистка отправилась в Ленинград - поступать в Высшее военно-морское училище. Саша не понимала, почему советских женщин не пускают в море - по Конституции в стране равноправие, а женщина-капитан одна, Анна Щетинина, - непорядок.
- Понимаете, мне всегда хотелось туда, где поля непаханые. Я не просто так поехала в военное училище поступать, мне нужно было за это бороться!
Ее приняли в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. Правда, и туда взяли не сразу, и там пришлось спорить: "У вас же есть девочки? А кто они? Дочки ваши? Или, может, племянницы?" - с вызовом спросила Саша директора. И ее взяли. Но одно дело начальство, другое - мама. Мама заставила Сашу пройти медкомиссию. Врачи вынесли вердикт: "К качке никогда не привыкнет". И тут ее надоумили: "Хочешь плавать? Иди в Мосрыбвтуз на судомеханическое!" Там Саша и встретила Борю. По большой любви парень тут же завалил сессию, и им пришлось вместе бежать от военкомата в Рыбинск, где Саша устроилась грузчицей.
- Что такое грузчица? Я вам объясню: возьми побольше, кинь подальше и отдыхай, пока летит.
Она грузила уголь вместе с зэками. А в обеденный перерыв учила их играть в шахматы. Сашу не то что не обижали - эти несчастные пропитые мужики боготворили ее. А потом Саша и Боря устроились на корабль. Он - матросом, она - официанткой. Тогда Саша поняла, что без моря жить не может, не хочет, не будет. По секрету от мужа перевелась на заочное отделение и сбежала в Балтийск, где устроилась на танкер кочегаром. Морскую болезнь Саша победила упрямством. Она решила: если качка меньше пятнадцати секунд, будет терпеть. И терпела. И привыкла. Но болезнь вернулась внезапно: как-то на вахте в полный штиль Сашу буквально вывернуло наизнанку. Всю ночь и весь день она лежала на корме, не могла подняться. Матросы решили, что "девка утопиться решила".
Это была ее первая беременность.
- Попадись мне Борька под руку, убила бы! Кому нужен беременный кочегар? Еле устроилась, а тут пузо!
До седьмого месяца Саша прятала живот под комбинезоном. Вахту стояла даже в шторм. Но потом все-таки пришлось уйти в декрет. Саша - единственный кочегар в истории Балтийского флота, который уходил в декрет. В море вернулась уже третьим механиком, потом работала стивидором (разгружала судна на мелководье). На вахте у Саши однажды взорвались котлы, тогда она сожгла себе пол-лица, а когда работала стивидором, один раз упала за борт в штормовое море, после чего перенесла несколько операций. Когда эта женщина успела родить и воспитать двух детей - непонятно. Потом Саша работала начальником службы пожарной безопасности в порту, а после даже юрисконсультом. Главное - чтобы были поля непаханые...
"С МУЖЧИНАМИ РАБОТАТЬ ПРОЩЕ - БОЛТАЮТ МЕНЬШЕ"
Вика Сергеева, слесарь-электрик
Троллейбус стоит под дождем в парке, одним махом Вика запрыгивает на его крышу, открывает электрические блоки и начинает в них что-то проверять, в любой момент может "коротнуть", но она в себе уверена. Еще бы, десять лет стажа - и ни одного ЧП. Вика - гордость парка, она была признана одним из лучших молодых специалистов Москвы. Сама Вика не помнит, когда и за какие успехи была отмечена Мосгортрансом. Не помнит она уже и того, что окончила некогда педагогическое училище и пять лет работала в детском саду, занималась с детьми физкультурой.
- Платили мало, я выпустила свою первую и единственную группу и ушла. Мечтала работать с детьми, но пришлось уйти, из-за денег. Обратно уже не тянет, переболела. Это было будто в прошлой жизни, может быть, когда-нибудь и из парка уйду... Но пока мне здесь очень хорошо.
В Первый троллейбусный парк Вика пришла сама. Выучилась на водителя, проработала год и перешла в электрики. Сама попросилась. Полгода добивалась. Но ее сначала отправили на поток, где производится только визуальный осмотр машин, и только потом (когда заслужила) приняли в парк. В парке две женщины, которые работают электриками. Обе - совсем молодые девчонки. Что в этой работе их привлекает, непонятно. По локоть в масле ремонтируют моторы, разбирают электрические блоки, какая тут поэзия? Но Вике нравится. А с мужчинами ей даже проще работать, болтают меньше.
"ЖЕНЩИНЫ С ОТБОЙНЫМ МОЛОТКОМ" XXI ВЕКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Разделение профессий по половому признаку досталось нам от советских времен. В 30-е годы было модно трудиться наравне с мужчинами - сталеварами и трактористами. Сегодня же различий между "мужским" и "женским" трудом практически не существует. Остались ли профессии, которые были бы женщине не по зубам? Ведь сейчас женщины с легкостью осваивают тонкости политики, бизнеса, науки, продолжают заниматься тяжелым физическим трудом. И остаются при этом женщинами. Наши героини: водитель автобуса на шпильках, слесарь с маникюром, водила с аристократической осанкой - все как одна женственны. Психолог Анна Адамова нарисовала психологический портрет таких женщин: "Мужские профессии женщины выбирают, чтобы самоутвердиться. Возможно, у будущей женщины-слесаря был строгий папа, который подавлял ее. Возможно, он хотел мальчика и потому воспитал дочь "пацаненком". Или в семье был запрет на женственность. Бывает и такое, что грозный папа не разрешает ни маме, ни дочери ярко краситься и носить юбки. А бывает, что девочка сознательно подавляет свою женственность. Иногда такое воспитание приводит к однополой любви, таким женщинам следует помнить, что они все-таки женщины. Если мужчина, будь то отец, брат или муж, не дает женщине достаточной эмоциональной поддержки и ощущения, что она защищена, она берет на себя различные мужские функции. Такие женщины обычно воспитывают по-настоящему мужественных сыновей".