В последний день мая Центральный банк объявил о рекордном падении спроса на иностранную валюту среди россиян. За два предыдущих месяца на Московской бирже и в крупнейших банках было продано инвалюты на 551 млрд рублей больше, чем куплено. Курс рубля к доллару за тот же период изменился со 104 до 74 рублей, что в правительстве немедленно объявили свидетельством устойчивости отечественной экономики.
Однако население не выстроилось в очереди к обменным пунктам за подешевевшей «зеленью», как это бывало в прошлые времена, особенно перед началом отпускного сезона. И в магазинах, торгующих зарубежным ширпотребом, не появились таблички SALE с целью сбросить залежавшийся товар, освободив торговые площади для новых коллекций.
Несколькими днями раньше доллар подешевел до 58 рублей, и министр финансов Антон Силуанов, выступая с лекцией в Финансовом университете, спросил: «Зачем она нужна, эта валюта? Мы продаем свое собственное благосостояние — газ, получая фантики, токсичные фантики. Для чего они нам?» Однако министр не объяснил, что именно он хотел бы получать вместо долларов или евро за продаваемые нашей страной за рубеж нефть и газ, а также металлы, зерно, минеральные удобрения, лес и прочий российский экспорт.
Тем временем Центробанк принимал экстренные меры, чтобы вырученная за наш товар и якобы ненужная Минфину валюта поднялась в цене на российском валютном рынке. Дважды снизил ключевую ставку, ограничил для экспортеров обязательную продажу валютной выручки с 80 до 50% и увеличил срок этой продажи с 60 до 120 дней. Но рубль продолжал расти, и министр экономического развития Максим Решетников в сердцах признал, что при сверхдорогом рубле российские производители становятся неконкурентоспособными. Ассоциация «Русская Сталь», в которую входят крупнейшие предприятия черной металлургии, подтвердила: сталелитейные заводы при нынешнем валютном курсе уходят в убыток. А пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков добавил, что опасное снижение курса доллара — это повод для особого внимания правительства.
Интерес государственной казны здесь понятен: доходы российского бюджета почти на две трети формируют экспортные поступления, из которых более половины (в 2020 году — 55,8%) составляли доллары и около трети (27,4%) — евро. А расходуются эти деньги в рублях — по курсу ЦБ. При планировании бюджета-2022 на конвертацию закладывался курс 72 рубля за доллар, и в феврале при курсе 104 рубля казна нежданно-негаданно получила дополнительные 30% прибыли с каждого «зеленого». А в конце мая доллар падал до 56 рублей, евро — до 58 рублей — и с ними нефтегазовые доходы российского бюджета снижались на 20-25% против плана. Хотя деньги казне нужны позарез именно сейчас: на поддержку экономики в условиях санкций правительству требуются дополнительные 8 трлн рублей и еще 600 млрд — на пополнение пенсионной системы.
От этих курсовых скачков пострадали тысячи российских туристов. Они в феврале — марте бронировали и даже частично оплатили летние туры, когда курс доллара и евро зашкаливал, но был риск дополнительного подорожания. А теперь валюта подешевела, и многие покупатели пытаются вернуть путевки турфирмам-продавцам, чтобы купить точно такие же туры, но по нынешней цене, на треть дешевле. Турфирмы пока отбиваются.
В аналогичной ситуации оказались и россияне, прикупившие в том же марте «фантики» по запредельным ценам. И теперь никому не известно, вернется ли курс этой валюты к былым высотам. Осуждать сограждан за панические настроения поздно и неправильно, их жизнь научила: чуть что — беги в обменники!
По мнению экспертов, главным фактором укрепления рубля является внушительный приток валютной выручки в страну от экспорта благодаря высоким сырьевым ценам при одновременном падении спроса на валюту для импорта и зарубежных инвестиций. То есть страна много зарабатывает, но мало тратит. По прогнозу Банка России, профицит текущего счета платежного баланса РФ в этом году составит 145 млрд долларов — на 19% выше, чем в 2021-м. Раньше этот приток компенсировался покупками валюты Минфином в «правительственную заначку» в рамках бюджетного правила и оттоком капитала за рубеж. Теперь из-за санкций оба этих канала «стерилизации» валюты закрыты. И рубль может продолжать укрепление.
В условиях санкционного запрета на поставку в Россию наличных долларов и евро главным держателем запасов валюты стало зажиточное население, которому «крепкий рубль» ни к чему. Аналитики Центробанка считают, что нынче на руках у россиян более 90 млрд долларов — рекордная сумма. Причем деньги преимущественно лежат не на счетах, а в сейфовых ячейках, спрос на которые вырос в несколько раз. А в московском магазине сейфов сообщили, что на 100% увеличился спрос на все типы сейфов, включая оружейные. Причина понятна: говорят о скором введении «отрицательных ставок» на валютные счета для ускорения «девалютизации» банковского сектора и компенсации затрат самих банков, которые уже не могут, как прежде, вкладывать валютные средства в ценные бумаги или валютные кредиты. Пока речь идет лишь о юрлицах, а для физических лиц отрицательные ставки вводить не планируется, успокаивают в ЦБ. Но, как известно, лиха беда начало.
Кстати
Информация к размышлению. Выбирая валюту в качестве средства сбережения, россияне почти поголовно заполняют свои домашние заначки долларами или евро — как правило, в зависимости от планов на ближайшие отпуск или командировку. Это правильная тактика в отношении краткосрочных сбережений. А если речь идет о долгосрочных — на год, два и более? Эксперты валютного рынка предлагают обратить внимание на юань, который за последние 10 лет показал себя непревзойденным эталоном — абсолютной гарантией сохранности финансовых средств. Например, сегодня 1 доллар можно купить за 6,4 юаня. Аналогичные показатели наблюдались и в 2012 году. Самое минимальное значение было зафиксировано в 2013-м — курс равнялся немногим более 6 юаней. Наивысшая точка была зафиксирована в середине 2019-го — 1 доллар равнялся 7,1 юаня.
Для сравнения: за это же время наш рубль по отношению к западной валюте обесценился втрое. Дальше пусть каждый делает выводы сам.