Главная Культура 19:01 03 Июня 2017 12339
Где вы раньше были, понаехавшие?

На российском телевидении не принято вести разговоры о мигрантах. И вдруг на Первом канале выходят два сериала как раз на эту тему

Сергей Беднов

Есть темы, которых федеральное телевидение вроде как стесняется. Например, давным-давно выходит ток-шоу о взаимоотношениях мужчин и женщин. В нем, помимо всего прочего, довольно много и разнообразно говорится о сексе. Но только не о нетрадиционном! Почему? Потому что геев лучше не упоминать вообще, а то, не ровен час, один небезызвестный депутат возбудится и обвинит в пропаганде гомосексуализма? Нет. А потому, что неприлично это в принципе. Еще нельзя давать слово атеистам. Есть Бог, нет — неважно. Но даже сомнения высказывать — кощунственно. Кроме того, не принято вести обстоятельные разговоры о мигрантах и ксенофобии в нашей стране. Про заграницу — сколько угодно. Про Россию — дозировано и с большой осторожностью. И вдруг на Первом канале подряд выходят сериалы, как раз на этих двух последних темах и построенные. Что, конечно, неслучайно.

Сначала в эфире появилась социально-криминальная драма «Салам Масква», сейчас завершается показ иронического детектива «А у нас во дворе». Да, жанры разные. Но сколько общего в сюжетах! Начнем с главных героев. В «Маскве» это капитан Ребров, уволившийся из полиции и запивший после гибели жены от рук бандита. Во «Дворе» — майор полиции Каленый, который, оказавшись в запасе по ранению и разведясь, коротает будни в обществе овчарки и зеленого змия. Первый — ненавидит «понаехавших тут», поскольку один из них и оставил его вдовцом. Второй не любит их по жизни.

Далее. Реброва уговаривают вернуться в органы, в спецотдел по расследованию этнической преступности. Жажда мести заставляет его согласиться. А Каленый вынужден вести частные расследования в силу непредвиденных жизненных ситуаций. Капитану в напарники дают молодого дагестанца Рустама, которого он сразу люто возненавидел. А майор постоянно во что-то влипает при посредстве узбечки Мавлюды, работающей дворничихой и живущей в подвале его дома. Ближе к середине сериалов кавказский лейтенант становится верным другом Реброва, а гастарбайтерша — Ватсоном в юбке при Холмсе-Каленом.

Мигрантская среда показана в сериалах по-разному. В «Маскве» — очень жестко. Там на рынках работают затюканные вьетнамцы-нелегалы, а бандиты-кавказцы, крышующие их, творят полный беспредел. Там продажные менты ради своей лояльности по отношению к проституткам из Средней Азии заставляют тех «отрабатывать» с ними в дешевой сауне. Там показан некрасивый, грязный и жестокий город, а не «дорогая моя столица». Во «Дворе» вся мягче, легче, ироничнее. Но и тут и там мысль проводится одинаковая: как и в других сообществах и социальных группах (на зоне, например), среди мигрантов встречаются и люди плохие, подлые, всегда готовые предать, но и хорошие и честные тоже есть. Аналогичные выводы можно сделать и про москвичей.

Ну а теперь еще одно совпадение, крайне любопытное. «Салам Масква» сняли в 2012-м, а в эфир выпустили только сейчас, спустя четыре года. «А у нас во дворе» завершили в 2013-м, то есть сериал, как раньше говорили, тоже успел попылиться на полке. Что же «Первый» так долго тянул? Да еще при том, что сопродюсером «Масквы» был его гендиректор? Ладно бы проекты оказались неудачными, годными лишь на то, чтобы с их помощью заткнуть неожиданно возникшую эфирную дыру! Но тут-то мы имеем дело с качественным телепродуктом. Так в чем же дело? Ждали чего-то?..

Вспомним, что как раз на начало второго десятилетия пришелся пик миграционной волны, хлынувшей в российские города из южных республик бывшего СССР. Столичные дворы заполнились таджиками в оранжевых робах, учителя начальных классов стонали от появления многочисленных учеников, не знающих ни слова по-русски. Заброшенные дома, подвалы, строительные бытовки превратились в общежития. Настоящее бедствие! И никто не знал, что с этим делать. Телевидение, как мы уже сказали, старалось обходить проблему стороной. В ток-шоу о ней почти не говорили. Ведь если вынести тему на публичное обсуждение, пришлось бы предоставить слово не только тем, кто пожалел бы бедных людей, вынужденных покинуть родные дома ради куска хлеба, но и их противникам. На чьей стороне оказался бы в те времена зритель? Опросы независимых социологических служб давали однозначный ответ: аудитория охотнее откликнулась бы на речи ксенофобов. Следовательно, разговоры в эфире лишь подкинули бы дров в костер межнациональной розни.

На таком-то вот фоне и появились сценарии сериалов, о которых речь. И задача авторов в этой связи выглядит очевидной. Посмотрев «Маскву» и «Двор», зритель мог бы смягчиться по отношению к приезжим, ведь они такие несчастные и такие разные! И столько среди них замечательных людей! Но почему же проекты тогда так и не появились в эфире? Да все потому же: тема неудобная. С учетом настроения обывательской среды фильмы могли бы произвести такой же эффект, что и ток-шоу. Зрители в мигрантах и гастарбайтерах увидели бы только плохое, а хорошее списали бы на авторскую фантазию.

Но новая волна кризиса, а потом и рухнувший рубль ситуацию изменили. Вот лишь одна красноречивая цифра: в сфере торговли число иностранных работников в столице уменьшилось с 133 тысяч в 2011 году до 61 тысячи в 2014-м. Примерно то же самое и в других отраслях. А к настоящему времени проблема и вовсе потеряла остроту. Кто сейчас говорит о «понаехавших тут»? Да никто. Стало быть, и сериалы уже можно показать. Вот только, не утратив своих художественных достоинств, они потеряли актуальность. Дорого яичко к Христову дню.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6040
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4504
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....