Глава администрации Елизаветинской волости Анатолий Рябов, которому я дозвонился из редакции и прочитал письмо Чудова, с горечью прокомментировал написанное всего несколькими словами: "Все так и есть". Социальные работники, занимающиеся пенсией жителей Елизаветинской волости, объяснили мне, что, несмотря на большой трудовой стаж, Чудову не удается получить с прежних мест работы справки о зарплате. На запросы Управления пенсионного фонда по Гатчинскому району тоже приходят либо отписки, либо сообщения, что архива нет. Вот и начислили такую мизерную пенсию. С самим Валентином Петровичем мне поговорить, к сожалению, не удалось: его телефон с 8 апреля "вырублен".
Конечно, по одному факту нельзя делать обобщения. А сколько всего тех, у кого пенсия не выше прожиточного минимума? Вопрос, на мой взгляд, важный, однако найти ответ на него оказалось не так легко. Такие материалы Пенсионный фонд почему-то не публикует. Нет этих данных и на сайте Министерства труда и социального развития. Ситуация оказалась бы "закрытой" от общественности покровом усредненных цифр, не будь социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первый же мониторинг, проведенный в нынешнем году, показал, что в крайней нищете ("Терпеть наше бедственное положение уже невозможно") находятся более 11 миллионов пенсионеров. А у 14 миллионов "денег не хватает даже на продукты". Такой ответ дали 36 процентов опрошенных ветеранов. В других группах населения аналогичный показатель не превышал 19 процентов, только у безработных он достиг 40.
Социологические исследования показывают, что половина ветеранов постоянно испытывает напряжение, раздражение или страх, тоску. Каждый третий пенсионер признался, что его материальное положение за последний год ухудшилось. При этом 55 процентов пенсионеров не имеют телефона, а у каждого пятого нет цветного телевизора. Стоит ли удивляться, что 38 процентов опрошенных в этой группе активно поддерживают КПРФ, а еще 30 - против всех существующих партий?..
Председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов постоянно докладывает президенту Владимиру Путину о повышении пенсий. А вот официальные данные Госкомстата (см. табл.)
Как видим, прибавки не столь уж весомые. В любом, впрочем, случае говорить об успехе пенсионной политики нельзя, так как многие наши старики по-прежнему живут очень скверно. О том, что рано радоваться, свидетельствует и анализ статистических данных. Если в феврале прошлого года средняя пенсия составляла 35 процентов от средней начисленной в стране зарплаты, то в марте 2003-го этот показатель снизился до 29,3. Иными словами, разрыв здесь увеличивается. Но еще тревожнее другое: средняя пенсия в первом квартале нынешнего года (1489 рублей) оказалась вообще ниже прожиточного минимума пенсионера (1554 рубля). Произошел некоторый откат от позиций, завоеванных во второй половине 2002-го, и это сразу ощутили миллионы пожилых людей.
Известно: о гуманности общества судят по тому, как оно относится к детям, инвалидам и старикам. Наше государство пока затруднительно назвать гуманным.
СРЕДНИЙ РАЗМЕР НАЗНАЧЕННЫХ МЕСЯЧНЫХ ПЕНСИЙ (РУБЛЕЙ)
2002 г.
Январь 1241
Февраль 1323
Март 1329
Апрель 1332
Май 1334
Июнь 1337
Июль 1340
Август 1459
Сентябрь 1461
Октябрь 1461
Ноябрь 1461
Декабрь 1462
2003 г.
Январь 1464
Февраль 1501
Март 1502