Для Керри же, по мнению ведущих обозревателей, это был последний существенный шанс переломить ситуацию в свою пользу: проведенный накануне опрос показал, что 18 процентов избирателей могут качнуться в одну или в другую сторону в зависимости от того, кто произведет на них большее впечатление. Как сострил один из советников Буша, "задача Керри очень тяжела: за 90 минут нужно сделать то, чего он не смог за предыдущие два года, - убедить слушателей в том, что он заслуживает доверия".
Встрече соперников на политическом ринге предшествовали длительные переговоры об условиях "боя", породившие более чем 30-страничный протокол. В нем были предусмотрены самые мелкие детали: высота трибун, с которых будут выступать Буш и Керри, расстояние, на котором они должны находиться друг от друга и от ведущего встречу, температура в зале, продолжительность высказываний. Представитель президента добивался для него разрешения стоять на скамеечке, чтобы Керри не возвышался над ним (рост сенатора - 192 см), но у него ничего не вышло.
Первый диспут - а предстоят еще два - был посвящен внешней политике и национальной безопасности. Строго говоря, это был не диспут, а ответы на вопросы, которые задавал ведущий - опытный и популярный обозреватель канала Пи-би-эс Джим Лерер. Обращаться друг к другу оппоненты не имели права. Оба заранее репетировали свои ответы на возможные вопросы, никаких шпаргалок им иметь при себе не разрешалось.
Интересно, что обе стороны в последние дни прибегли к одной и той же тактике - начали расхваливать ораторский талант лидера враждебного лагеря. Политический советник президента Мэттью Доуд сказал, что Керри "лучше, чем Цицерон", а председатель Национального комитета демпартии Терри Макалифф назвал Буша "великолепным мастером дискуссии, который никогда не проиграл ни одних дебатов". Что, между прочим, соответствует действительности, в последнем диспуте с Гором в 2000 году он сумел сделать из него посмешище. Но в данном случае замысел был в том, чтобы завысить ожидания от конкурента и таким образом любой его мелкий промах превратить в крупную ошибку.
Объективно говоря, в Майами никто из соперников Цицероном не выглядел. Буш явно чувствовал себя усталым, и это особенно сказывалось в последней части словесной схватки. Выручала его только логика и последовательность, которая, как обычно, отсутствовала у его оппонента. За полтора часа Керри два раза поменял позицию в отношении войны в Ираке: то она "ошибочна и бессмысленна", то он "поддерживает ее продолжение до победного конца". Буш не преминул отметить, что "потенциальный главнокомандующий не должен без конца менять свои мнения".
Основной тезис Керри: все, что делают нынешний президент и его администрация, плохо, а вот он знает, как нужно действовать в Ираке и других местах. Но ничего конкретного зрители так и не услышали. Впрочем, он дал понять, что сокращение налогов, проведенное Бушем, нужно аннулировать и за этот счет лучше обеспечить армию и силы внутренней безопасности. Керри вообще считает, что республиканцы не заботятся о вооруженных силах и что только при нем они получат новое снаряжение и достойное обеспечение.
Бушу в упор был задан вопрос, как он относится к реформам, начатым президентом России после бесланской трагедии. Он ответил, что у него с Владимиром "доверительные личные отношения" и он высказал В. Путину свои опасения насчет этих реформ. "Но ссора с Россией недопустима, - заявил президент США. - Это важный союзник не только в войне против терроризма, но и в борьбе с распространением ядерного оружия".
"Они (русские) пережили ужасную ситуацию в Беслане, где террористы расстреляли маленьких детей-школьников. Такова природа террористов, и именно поэтому мы должны быть жесткими и решительными, чтобы они предстали перед правосудием. Это именно то, что Владимир Путин знает", - сказал Буш.
Керри, в свою очередь, достаточно жестко высказался насчет "недемократичности" происходящего ныне в российской жизни.
P.S.
Опросы общественного мнения, проведенные сразу после теледебатов, показывают, что их выиграл кандидат демократической партии Джон Керри. Опрос, проведенный службой Гэллапа по заказу газеты "Ю. эс. эй тудей" среди 615 зарегистрированных избирателей, также показал, что большинство - 53 процента - респондентов, следивших за теледебатами, считают победителем Керри. Буша назвали победителем 37 процентов участников опроса, и еще 8 процентов полагают, что силы Керри и Буша были равны.