НК «Роснефть» продолжает глобальную модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. На днях, преодолев 4 тысячи километров, на Сызранский НПЗ прибыла очередная партия новейшего оборудования — реактор весом 400 тонн и сепаратор высокого давления весом 345 тонн. Оборудование позволит заводу выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5.
Реактор и сепаратор за полтора месяца преодолели 4 тысячи километров от порта Ортона на Средиземном море до Сызранского НПЗ. Установки прошли морем, затем рекой и в конце (самый сложный этап) были перегружены на самоходные транспортные модули и дошли до НПЗ по автомобильной дороге.
Такого масштаба операции еще недавно считались уникальными. Однако «Роснефть» уже имеет солидный опыт подобных транспортных перевозок. В том числе сюда, на Сызранский НПЗ, в ноябре 2013 года уже доставляли два реактора для системы гидроочистки вакуумного газойля по 550 тонн в каждом. А ведь это оборудование не только тяжелое, но еще и очень габаритное. Так, доставленные в настоящее время установки имеют длину 36 и 26 метров соответственно и около 4,5 метра в диаметре — настоящие стальные монстры. Сызранский завод — один из старейших в отрасли, отметил в этом году 72-летие. Но по ходу модернизации он становится по всем основным показателям — по глубине переработки нефти и качеству вырабатываемых нефтепродуктов — современным предприятием.
Также в конце программы модернизации завод полностью перейдет на выпуск моторного топлива стандарта Евро-5. А это обеспечит снижение нагрузки авто-транспорта на экологию. К примеру, в дизельном топливе стандарта Евро-2 содержится около 0,5 грамма серы на килограмм соляры. В дизеле стандарта Евро-5, который солярой называть уже язык не поворачивается, серы в 50 раз меньше. А это значит, что из выхлопных труб автомобилей в Сызрани, Самаре и сотнях других населенных пунктов будет вылетать в 50 раз меньше сернистых соединений.
Что же до экологии производства на Сызранском НПЗ, то она там уже сейчас на высоте. Как отметило в начале лета Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, «в результате целенаправленного внедрения экологичных технологий сегодня Сызранский НПЗ — единственное нефтеперерабатывающее предприятие региона, чьи сточные воды относятся к категории нормативно очищенных; более того, в прошлом году уровень фактических выбросов завода был на 26,5% ниже норматива». В планах «Роснефти» — снизить воздействие СНПЗ на окружающую среду до минимума. Экологически эффективные технологии закладываются еще на стадиях проектирования. Вот вам и завод, которому 72 года.
Кстати, в процессе автоперевозок реакторов от причала на Волге до городской дороги был построен комплекс гидротехнических, инженерных коммуникаций для доставки крупнотоннажного груза с учетом большого перепада высотных отметок, а также произведена реконструкция прилегающих к дороге эстакад. Причал и дорога стали частью транспортной инфраструктуры города. Что же до поставщиков новейшего оборудования, с помощью которого один из самых старых НПЗ в стране превращается в один из самых современных, то доля российских производителей среди них составляет 57%.
«Роснефть» уделяет особое внимание реализации своей масштабной программы модернизации НПЗ. В 2013-м завершен первый этап реконструкции Туапсинского НПЗ, в результате мощности первичной переработки увеличены до 12 млн тонн в год.
По завершении программы модернизации компании выпуск моторного топлива экологического класса Евро-4 и Евро-5 увеличится с нынешних 18 млн тонн до 48 млн тонн в 2018 году. Выпуск светлых нефтепродуктов в результате завершения программы модернизации НПЗ в среднесрочной перспективе достигнет 65 млн тонн. «Роснефть» является крупнейшим переработчиком: за I полугодие компания переработала почти 48,5 млн тонн. Программа дальнейшей модернизации соответствует прогнозам на рост спроса на высококачественное топливо.
Штрихи
С момента начала реализации в 2008 году программы «Роснефти» по модернизации НПЗ были завершены 12 крупных проектов реконструкции и строительства новых установок. На восьми НПЗ компании реализуется более 30 проектов строительства или реконструкции установок вторичной переработки суммарной мощностью более 40 млн тонн в год.